Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
2007
НОЯБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
55
Неортодоксальная композиция
ТЕМА НОМЕРА
максимальной резкости может быть нак
лонной. Причем, чтобы добиться подобно
го результата, не обязательно иметь каме
ру с подвижками.
ГРИП и перспектива, или виды перспек
тивы, зависящие от передачи резкости
Да простят меня за смелость строгие ис
кусствоведы, но я дам определение.
Перспектива — комплекс признаков, по
которым зритель может, рассматривая
плоское изображение, представить себе
пространственное расположение изобра
женных объектов. В перечень этих призна
ков входят линейные, тональные признаки,
бытовой опыт, признаки, связанные с
восприятием цвета, ну и, вероятно, букет
предрассудков. Соответственно, чтобы уп
равлять передачей трехмерных соотноше
ний на двухмерной картине, нужно на
учиться управлять перечисленными выше
признаками, научиться создавать предрас
судки и прививать их зрителям. Изменение
ГРИП — один из способов управлять пере
численными признаками и использовать
предрассудки. Изменяя резкость, мы влия
ем практически на все признаки глубины
изображаемой сцены. Обычно, чем мень
ше глубина резко изображаемого прост
ранства, тем больше кажущаяся глубина
сцены, и наоборот. Однако существуют и
исключения, которые тоже можно исполь
зовать.
КАК осуществить тонкую настройку
положения резко изображаемого
пространства (см. фото вверху)
Снимок сделан однообъективной зеркаль
ной камерой 6 х 6 см со штатным объекти
вом при визировании по матовому стеклу
через шахтный видоискатель (внимание —
бинокулярное визирование!) на черно бе
лую пленку небольшой чувствительности.
Съемка производилась с рук, поэтому
узенькую зону резкости удалось относи
тельно легко «надеть» на три элемента
изображения, акк уратно изменяя наклоны
камеры. При этом пришлось и поворотами
объектива смещать плоскость фокусиров
ки, непрерывно нажимая рычаг предвари
тельного просмотра и прикрывая диафраг
му до рабочего значения. Пришлось поме
нять и диафрагму. Черно белая пленка
уничтожила практически все признаки глу
бины пространства, связанные с цветом.
Чрезвычайно малая глубина резкости —
линейные. Экспозиция (если строго, то ее
выбор) — тональные. Так оказались унич
тожены все признаки пространства, и
только предрассудок (т. е. нечто идущее
перед рассудком) говорит, что растения тя
нутся к нам из глубины кадра. Удалось
создать ощущение наклона плоскости рез
кости при вертикальной плоскости пленки,
что передает ощущение невечности, неус
тойчивости всей сцены.
Зачем на самом деле зум человеку
Извес тнейшее средс тво изменить переда
чу на картинной плоскости линейных
признаков — смена объектива. Гораздо
менее известное — наклоны оптической
оси объектива и изменение высоты точки
съемки.
Зум появился сначала на кинокамерах.
Назывался он тогда трансфокатором и
предназначался для съемок наездов отъ
ездов. Это назначение и перешло вместе
с зумами, когда они попали к фотографам.
Началось прямо какое то религиозное по
клонение фотографов Зуму. «Мощный
зум»! Какая ошибка называть тончайший
инструмент плавного управления линейны
ми признаками передачи пространствен
ных соотношений (передачей линейной
перспективы, если грубо говорить) мощ
ным, как будто это кувалда какая. А фо
тографу подбежать отбежать, в отличие от
кинооператора, можно ножками — тряска
камеры на бегу не влияет на резкость, а
для съемки можно остановиться. У репор
теров, понятно, свои законы — исключе
ния быть обязаны. А я говорю о правиль
ном отношении к инструменту. Ведь пила
в руках Фредди Крюгера и плотника Феди
Крюкова — не одно и то же.
Светитьма. КАК возникает изображение
Фотография — в переводе «светопись».
Но свет не может ничего писать или рисо
вать. Там, где абсолютный свет, ничего
нет. Посмотрите на солнце. Что вы види
те. Ничего!!! Вдумайтесь, как часто этот
принцип встречается в нашей жизни и
культуре. «Чистота бесплодна, на ней ни
чего не растет, даже любовь» (фильм
«Красная палатка»).
Вспомните, как мало мы знаем о Боге
отце, гораздо больше о Боге сыне, еще
больше об апостолах и святых. Чем даль
ше кто то от престола Всевышнего, тем
известнее он и его характеристики.
А как много вещей уничтожает свет: на
чиная от красителей и растений, кончая
нашими органами зрения (посмотрите еще
раз на солнце, что чувствуете. Только не
вздумайте следовать моему совету, вклю
чите воображение и на основе прежнего
опыта представьте резь в глазах).
И только там, где свет в какой то мере
меркнет, появляется Нечто, имеющее
плоть. И рождает эту плоть тьма, отнявшая
в этом уголке пространства часть силы у
света. Отнимая силу света в большей или
меньшей степени, тьма создает объемы,
которые мы видим, овеществляет объект.
Говорят «свет ярче», но «тень плотнее».
КАК относиться к законам композиции
Про историю становления законов компо
зиции в фотографии подробно написано в
основной статье, здесь можно повторить
вывод: фотокомпозиция и ее «законы» яв
ляются не более чем общественными до
говоренностями, которые облегчают пони
мание изображения зрителем и присужде
ние ему рейтинга критиками.
Л. Дыко, преподаватель ВГИКа и автор
книги о фотокомпозиции, пишет, что нет
законов композиции, а есть закономерно
На снимке материя «плотнеет» в направлении
сверху справа — влево вниз, от абсолютного све
та (белого) к вполне материальным цветам. По пути
слегка намечены купола церквей и чуть плотнее и по
нятнее травка. Самое материальное на этом изображе
нии — деревья в зоне нерезкости. Деревья эти несут
важнейшую нагрузку в композиции: прикрывают боль
шую часть куполов. Если бы этого не было, фотография
получилась бы в стиле «розовые слюни» а ля рюс.
Снимок сделан в Переславле Залесском однообъектив
ной зеркальной камерой с шахтным видоискателем. Зад
ник касался земли, объектив приподнят. Светосильный
объектив открыт полностью. Легкая передержка. Фотошоп
не использовался даже для технической ретуши
Очевидная недодержка при съемке скрыла мно
гие не нужные мне подробности. Представляете,
сколько травы в парке летом.! Штатив был бы непрео
долимой помехой при тонком расположении плоскости
максимальной резкости. Бестеневой свет от легких об
лаков сильно мне помог — иначе пришлось бы еще и
тени маскировать или съемку отменить. Помог и один
замечательный советский объектив с чрезвычайно
жестким переходом «резко/нерезко» — «Вега 12»
(80/2,8). Остальные подробности см. в тексте статьи
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:29 Page 55
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 55Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи