58 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
АРХИВ
Лица предков
«П
ередо мной целый ряд портре
тов — самых обыкновенных
фотографических портретов.
Они — в толстых, выцветших, облезших,
с изорванными паспарту альбомах, от кото
рых веет ароматом старины. Портреты по
блекли, и даже выражение лиц на них какое
то угасшее, но это не время наложило на
них свою печать... Что такое время. Портре
ты поблекли потому, что взоры родных и
близких, глядя на черты любимого лица,
уносили с собою частицы его жизни» —
с такой душевной теплотой описал фотогра
фию в изданных в 1913 году исторических
очерках «Старая Одесса» известный журна
лист и библиограф А. М. де Рибас. С момен
та сказанного минуло почти сто лет, но и се
годня смело можно подписаться под этими
словами. Трудно сказать точнее.
До наших дней дошло много старых фо
тографий. Их паспарту сохранили тисненные
золотом фамилии фотографов, адреса, а
также изображения всевозможных наград,
которых многие фотографы были удостоены
на различных международных выставках.
Влияние обрамления на изображение давно
замечено художниками. Со времен Возрож
дения были в ходу пышные золоченые рамы,
украшенные затейливым орнаментом. Позже
голландские живописцы ввели в обиход тем
ную строгую раму, которая удачно гармони
ровала с теплыми по колориту картинами.
Импрессионисты отдавали предпочтение бе
лым рамам, выгодно оттенявшим их яркие
полотна. Также давно установился и стиль
внешнего оформления графического листа.
Обычно его заключают в узкую легкую рам
ку, сдержанную по цвету и фактуре. Однако
в отличие от живописцев графики вводят
новшество: широкие чистые поля, отделяю
щие рисунок или эстамп от рамы. Это так
называемое паспарту, которое своим выре
зом накладывается на изображение. Фото
графия красовалась в рамках и паспарту с
первых дней своего существования. Уже да
геротипы имели специальные футляры. Ка
бинетные снимки прошлого века трудно
представить без рамок, как и продукцию тог
дашних фотоателье — без паспарту. В ста
рых фотографических руководствах вы не
пременно найдете раздел по оформлению
отпечатков — тогда это называлось монти
ровкой. Там описано, как правильно выбрать
паспарту: обязательно из плотной серой или
Л
и
ц
а
п
р
е
д
к
о
в
Старинные фотопортреты по прежнему сохраняют свое удивительное
очарование — пластикой, поэтичностью, человечностью. Современной
техникой создать такое впечатление очень непросто. В чем их секрет.
«Рама и паспарту порой создают благоприятные
условия для восприятия даже не очень хорошего
снимка»
В СЕ Ф ОТО ИЗ АР Х ИВА А В ТОРА
#Archiv_OldPhotos(C)(P).qxd 15.10.2007 19:05 Page 58
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 58 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |