42 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ДЕКАБРЬ
2007
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
Ленинградском институ те театра, му
зыки и кинематографии (ЛГИТМиКе),
на режиссерском курсе Георгия Алек
сандровича Товстоногова, где я учился в
1969 году, нам, в числе прочих, давали и та
кое вот задание: выбрать какую нибудь жи
вописную картину и написать рассказ, кото
рый подводит к моменту, на картине изобра
женному. Мы, студенты первокурсники, ста
рались как можно ярче выделиться, выбрать
что нибудь пооригинальнее, но в результате
получалось, что внешне оригинальные ре
шения порождали или скучные рассказы,
или рассказы, по сути дела отношения к
картине имеющие мало. Самые лучшие, са
мые, что называется, «человеческие» исто
рии получались из классических жанровых
работ, в основном — передвижников: «Не
ждали», «Неравный брак», даже — «Запо
рожцы пишут письмо турецкому султану».
Позже я перешел учиться в Москву, в Шко
лу студию при МХАТ, на курс Олега Нико
лаевича Ефремова. Там нам таких заданий
не давали, но, наверное, сильнее всего по
действовала и оставила впечатление на всю
жизнь фраза Мэтра (а смысл учиться у боль
ших Мастеров — именно в общении с ними
и в вылавливании из общения этих самых
«главных» фраз) о том, что самое трудное
искусство — это искусство реалистическое.
Это отнюдь не значило, что те же Товстоно
гов или Ефремов мало внимания уделяли
форме: можно вспомнить (кто помнит) то же
Володинское «Назначение» в «Современни
ке», — главный смысл высказывания был в
том, что если в спектакле (сцене, этюде) нет
живой жизни, то любое, самое эффектное,
оформление (в самом широком смысле,
включая даже свет, музыку, диалоги и стиль
произнесения фраз) способно занять зрите
ля ну разве что на первые несколько ми
нут, — после чего наступает смертная тоска,
которую некоторые из зрителей изо всех сил
маскируют по невозможности признаться
в том, что король то — голый!
Реалистический «жанр», пришедший на
смену брюлловскому классицизму, как то
эдак… промелькнул в изобразительном ис
к усстве во второй половине XIX и в самом
начале прошлого века, уступив место все
большему влиянию формы, вплоть до «Чер
ного квадрата» Малевича (правда, чуть поз
же «жанр» возродился на следующем, идео
логическом витке спирали и стал называть
ся «соцреализмом»). Художники как бы от
крывали для себя, что цвет, композиция и
прочее в живописи играют очень заметную
роль, и в радости этого первооткрывания не
то что бы забывали о сюжетах — считали их
недостойными Высокого Искусства. Кроме
того, как раз к этому времени стала наби
рать силу фотография, театр расширился
кинематографом, и художники наблюдение
за человеческими столкновениями оставили
этим, на их вкус, сравнительно низшим, ис
к усствам. На самом же деле, как мне кажет
ся, лучшие мастера передвижники очень хо
рошо понимали и в композиции, и в колори
те — просто не выпячивали это на передний
план, то есть кроме цвета и композиции пы
тались ухватить и нечто иное — то, что Еф
ремов называл реализмом.
Зарождавшаяся в то время («серебряный
век») художественная фотография тоже ста
ралась идти наперекор «отжившему жанру»,
демонстрируя людей разве что в портрете
(жанр, конечно, тоже реалистический, но,
скажем так, — не драматический; я как раз
для того упражнения, с которого начал
«Объяснительную записку», выбрал для
оригинальности какой то женский портрет
Дейнеки, дающий повод для написания би
ографии, но — не драматического эпизода!)
или репортаже, основное внимание уделяя
либо, как и художники, формальным «живо
писно графическим» моментам, либо тем
составляющим, которые были подвластны
фотографической технике в наибольшей ме
ре. В общем, получилось так, что фотогра
фия как то проскочила не только периоды
классицизма и романтизма, но и период
«передвижничества»: даже великолепные
сольные и групповые цветные портреты ра
боты С. М. Прокудина Горского носят скорее
этнографический характер, чем какой либо
другой.
Повесть Ю
рия Трифонова
#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 14.11.2007 22:27 Page 42
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 59 (Декабрь 2007) | Страница 42 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |