2007
ДЕКАБРЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
51
Городская фотография
ТЕМА НОМЕРА
Точно так же, как и в городском пейзаже,
в жанровой фотографии (или, как ее еще
называл Картье Брессон, «фотографии ре
шающего момента»), важно не только ухва
тить этот самый уникальный момент, но и
максимально заполнить кадр значимыми
деталями. Отбор деталей в видоискате
ле — сложная задача, требующая к тому
же немедленного решения. Заполнить кадр,
не перенасытив его лишними элементами,
и в тоже время не упустить ничего, что мог
ло бы работать на тему, — это не всегда
удается. А если получается — фотография
становится новеллой. Одни напоминают со
бой рассказы Чехова, другие Пелевина,
третьи Хармса, эти ситуации, и включают
в себя весь мир. В этом привилегия и пре
лесть фотоаппарата.
Главное в жанровой фотографии —
уметь наблюдать жизнь и иметь для этого
достаточно терпения (а иногда и наглости,
но в меру), быть всегда наготове и нажать
на спуск, когда все звезды сойдутся над
ТВОЕЙ ФОТОГРАФИЕЙ. Не упустить этот
момент. Надо помнить, что жизнь гораздо
разнообразнее, чем любая человеческая
фантазия. Специфика иск усства фотогра
фии и состоит в искусстве наблюдать
жизнь. Одно из главных качеств фотогра
фа — любопытство. И по отношению к ка
ким то невероятным событиям, и к самой
обыденной действительности. Постарай
тесь не растерять по жизни это умение
удивляться даже самым простым вещам —
ведь только удивившись сам, сможешь уди
вить человечество.
Пристальное внимание к деталям город
ской среды всегда оправдает себя, и на
тюрморт в городе может быть очень крас
норечивым (с. 48). Довольно много извест
ных городских проектов построено практи
чески целиком на натюрмортах: двери, ок
на, скамейки (проекты Игоря Мухина), мно
гочисленные колодцы и кариатиды Питера,
химеры Нотр Дам.
Особое место в этом ряду занимают па
мятники, это одна из любимых фотографа
ми тем. Жизнь памятника в городской сре
де, его взаимодействие с окружающей сре
дой — неисчерпаемая и очень плодотвор
ная тема. Примером может быть и мой про
ект «Ленин с нами.», над которым я рабо
таю уже почти 20 лет.
Еще одна специальная тема, которую не
возможно обойти, говоря о городе, — это
вода. Вокруг воды в городе всегда бурлит
жизнь: и в городе Самаре, и в маленьком
африканском городке Мопти можно найти
массу интересных сюжетов и ситуаций у ре
ки, будь то Волга или Нигер (с. 50). Сюда
же нужно включить и фонтаны, прудики, во
допроводные колонки, которые есть практи
чески в любом городе (с. 52).
Особняком в городской фотографии сто
ят еще два вида: промышленная съемка и
архитектурная. Останавливаться подробно
на архитектурной съемке в рамках этой
статьи невозможно, в ней слишком много
специфических тонкостей, которые не
очень интересны широкому читателю, да,
честно говоря, и мне тоже. Я все таки люб
лю людей больше, чем все остальное, и да
же пейзаж, как вы уже поняли, не пред
ставляю себе без человеческого присут
ствия. Но промышленные снимки все же
мне не совсем чужды. В такой съемке в
первую очередь важно уяснить задачу, сто
ящую перед фотографом. Ведь можно сни
мать практически один и тот же сюжет, ска
жем, заводские трубы (они очень фотоге
ничны и любимы фотографами), так, что
содержание и настроение снимков будет
Ступени. Санкт Петербург. 1994. Из цикла «Петра творенье»
TemaNomera_Gorod(C)(P).qxd 13.11.2007 23:09 Page 51
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 59 (Декабрь 2007) | Страница 51 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |