36 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
2008
ФОТОТУР
Суровая красота Заполярья
роне, издавая жалобные вопли. Когда мы
возвращались четыре часа спустя, оказа
лось, что он все это время сидел на берегу
и ждал нашего возвращения.
Краски Хибин поражают своей насыщен
ностью. По небу стремительно несутся обла
ка, иногда в их сплошной пелене случаются
разрывы. Один такой разрыв мы застали,
находясь на вершине одной из многих окре
стных гор, где и состоялась получасовая
съемка при весьма сильном ветре. Вскоре
небо вновь затянуло, а спустя час полтора
полил мелкий дождь. Хибины немного при
открыли нам свою красоту.
Второй день. Утро. Льет. Такое ощущение,
что льет тут постоянно и по другому не бы
вает. Иногда налетают такие шквалы ветра,
что наш дом шатает, и он весь скрипит.
В такую погоду не хотелось бы оказаться
в обычной туристической палатке.
Снимать невозможно. Весь день сидим
у печки, убиваем время, как можем.
Третий день. Утро своим настроением
очень похоже на вчерашний вечер, только
не так ожесточенно дует, и ливень уже не
такой сильный. Больше нет сил сидеть в до
ме — я решительно экипируюсь и выхожу на
пленэр. Со стороны, наверное, смотрится
очень смешно, когда турист в таких местах
ходит с зонтиком. Еще с час, пока я иду,
льет, а потом понемногу распогоживается.
Мой коллега, увидев признаки улучшения
погоды, тоже выбирается на охоту.
Четвертый день. Светлеет. В окно при
вычно смотрит силуэт Куэльпорра, а на язы
ке почему то упорно вертится — Фудзияма.
Туман сплошной стеной накрыл долину.
Видны только силуэты ближайших холмов.
Дождь идет вперемешку с мокрым снегом.
Когда туман наконец то унесло ветром, гла
зам открылись уже заснеженные вершины
гор и желтая долина. Снова закидываю на
плечи рюкзак — и скорей из домика. Поза
ди — вымершая площадка КСС. В такую
погоду даже собака не реагирует на движе
ния в лагере.
Пятый день. Побывать в Хибинах и не за
лезть на перевал — непростительно. Тропа
сначала виляет по редкому лесу, потом надо
пересечь водное препятствие, а за эти дни
воды прилично прибыло. Камни скользкие,
и уже не так просто скакать с рюкзаком с
одного на другой. Потом тропа забирает
вверх, и вскоре начинается сыпуха, а затем
и вовсе валуны, на которых местами лежит
уже снег.
В такие моменты и сказывается опыт,
подготовленность фотографа и насколько
продумана его экипировка. Идти надо осто
рожно — камни и без того скользкие, к тому
же еще и шатаются подо мной. Иногда я ис
пользую штатив как опору или как посох —
помогает. И лишний раз доказывает, как
важно выбрать хороший, надежный штатив,
на который в случае чего сможет опереться
не только фотоаппарат, но и фотограф.
«Учитесь читать погоду и предвидеть, как она
переменится в ближайшее время. Это позволит вам
чаще оказываться в нужном месте и в нужное время»
Почаще смотрите на небо, да и вооб
ще — учитесь читать погоду и предви
деть, как она переменится в ближайшее
время. Это позволит вам чаще оказы
ваться в нужном месте и в нужное время.
Умение читать местность дается не сразу,
но оно того стоит!
Еще о лени. Вот вы отсняли кадр, со
брали штатив, убрали камеру в кофр —
и тут солнце легло как раз так, как вам
надо.
Сколько раз я был в такой ситуации!
Надо снова все разбирать, и не факт, что,
пока вы готовитесь к съемке, сюжет не
уйдет. В такой момент можно смалодуш
ничать и отмахнуться, сказав себе, что
все равно не успею или что сюжет хоть и
изменился, но это место уже отснято.
Можно найти тысячу причин для своей ле
ни и пройти мимо.
Не один раз я проводил эксперимент в
подобных ситуациях: зная время, за кото
рое можно подготовиться к съемке, я счи
тал секунды и следил — уйдет сюжет или
нет. Такая своеобразная статистика пока
зала, что в большинстве случаев сюжет я
успеваю отснять. Что ж, все неснятые ше
девры ложатся грузом нереализованно
сти на плечи фотографа! Придя к такому
выводу, я перестал раздумывать в подоб
ных ситуациях, поэтому, если вижу что то
интересное, просто начинаю заново свою
работу, не тратя времени на расчеты: ус
пею что то снять или нет. Иногда удача
отворачивается от меня, а иногда улыба
ется, и тогда интересные снимки пополня
ют мою коллекцию.
Оптика
Почему то многие коллеги считают, что
пейзаж надо снимать широкоугольником.
Это большое заблуждение! Можно снова
обратиться к статистике. Я как то про
смотрел львиную долю своих кадров на
предмет — каким объективом они сняты,
и пришел к выводу, что больше всего я
использую штатный объектив!
Хотя когда я только начинал заниматься
фотографией, то первый мой объектив
для пейзажа был широкоугольником. Нет,
я не прогадал с покупкой — это отличный
объектив, но, как показала практика,
штатный объектив ничуть не хуже, а в
чем то даже имеет свои преимущества
перед широкоугольником.
Телеобъективы тоже весьма полезны
при пейзажной съемке — все зависит от
сюжета. Разнообразие объективов дает
разнообразие снятого материала. Хотя
есть один нюанс. Когда у фотографа в
распоряжении всего один объектив, он
«настраивается» на него и мыслит его
фок усным расстоянием, больше замечает
сюжетов под этот объектив. А с появлени
ем нескольких объективов снижается кон
центрация внимания, начинается внутрен
ний «разброс» на разные фокусные рас
стояния. Попробуйте для эксперимента
как нибудь взять с собой в поездку только
один объектив вместо трех.
P#Fototour_Hibiny(C)(P).qxd 08.12.2007 0:31 Page 36
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 60 (Январь-Февраль 2008) | Страница 36 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |