38 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
2008
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Евгений Козловский
П
ричины этого лежат на поверхности:
если любые иные художники могут
позволить себе написать или изобра
зить буквально все, что придет им на ум,
вплоть до чистой формы, свободной от лю
бого содержания (хотя зритель или читатель,
а особенно — критик, способен найти и в
чистой форме какое нибудь содержание,
извлекая его из недр собственного разу
ма), — фотограф, пока он остается фотогра
фом, а не чистым экспериментатором с фик
сацией произвольного света, вынужден
отыскивать сравнительно чистую форму в
реальности, в которой она бывает спрятана
очень глубоко, и слишком часто — нарушена
неуместными помехами. Обнаружить ее
можно случайно. А можно, что куда труднее,
постоянно и пристально вглядываясь в ре
альность с фотоаппаратом наготове. Можно
еще самому организовать реальность так,
чтобы она ярче проявила свою формаль
ность: способ, почти идеально реализующий
ся во всяких студийных и рекламных съем
ках. Наконец, можно проявить или даже соз
дать форму (но уже не совсем в реальности)
с помощью постобработки. Грубо говоря, че
рез Photoshop. Убрать лишнее, подрисовать
необходимое, усилить или поменять цвет.
В результате может получиться очень краси
во, формально и, вроде бы, все же фотогра
фически. Вот то то же: вроде бы…
В юности я посещал фотоклуб в городе
Омске. Туда постоянно ходили и зеленые но
вички вроде меня, и зрелые мастера местно
го масштаба. Но время от времени туда за
глядывал и некий легендарный фотограф,
которого, каюсь, забыл уже как и звали; он
приносил плоды многодневного своего сиде
ния в лаборатории: изогелии, соляризации,
что то там еще в этом же роде. В ту ради
кально доцифровую и докомпьютерную эпо
ху фотография была исключительно «сереб
ряной», и все эти ухищрения приходилось
делать, что называется, вручную, с очень
большим трудом и аккуратностью, методом
бесчисленных проб и бесчисленных же оши
бок. Для соляризации, например, надо было
недопроявленный негатив вытаскивать из
ванночки и строго определенное (но всег
да — определенное только интуицией!) вре
мя засвечивать под лампочкой тоже строго
определенной мощности и со строго опреде
ленного расстояния. Причем понятно, что
выбрать негатив для такой обработки зара
нее, то есть не видя снимка, по памяти о
съемке, — было делом почти нереальным,
так что вся эта работа происходила с дубль
Объективная реальность
В фотографии чистый формализм получается, пожалуй, труднее,
чем в любом другом виде искусства: литературе, живописи, скульптуре.
Ну, разве что так же трудно, как в кино, — но это дело понятное,
ибо кино есть не что иное, как сборник фотографий
Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 07.12.2007 21:10 Page 38
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 60 (Январь-Февраль 2008) | Страница 38 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |