2008
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
45
Фотохроника: Николай Рахманов
ТЕМА НОМЕРА
фа. Так что я еще и умею печатать черно
белые фотографии, и очень любил этим за
ниматься. А буквально через год я уже был
фотокорреспондентом — с этого и нача
лась моя профессия.
В Фотохронике была редакция, работав
шая на заграницу, и там готовили так назы
ваемые фотоочерки. Это было новое дело
в те времена. Общий принцип в Фотохрони
ке, как от меня требовали, заключался
в том, что подпись к снимку должна начи
наться словами: «СЕГОДНЯ там то прои
зошло то то и то то». То есть фотография
в ТАСС была насквозь событийная. А там,
в этой редакции, позволялось разрабаты
вать тему, снимать сериями, показывать со
бытие в его развитии.
У меня был замечательный бильд редак
тор, я считаю его своим первым учите
лем — Петр Семенович Клячко. Фамилия,
кстати, тогда была очень известная в фо
тографии — до революции существовала
фирма с таким названием, выпускавшая
русские фотообъективы. Не знаю, имел ли
Петр Семенович отношение к этой фирме,
но человеком он был великолепным, и
именно он сказал мне тогда фразу, став
шую девизом всей моей жизни: «Снимают
не фотоаппаратом, друг мой, снимают го
ловой и сердцем». Вроде бы что то подоб
ное говорил и Картье Брессон, но я этого,
во всяком случае, не слышал, а в 1953 го
ду мне эти слова были сказаны Петром Се
меновичем.
Около семи лет я проработал в этой ре
дакции вместе с Валерием Генде Роте и
Евгением Касиным. Нас тогда называли
«три мушкетера». Примерно в это время на
мои очерки, которые, кстати сказать, публи
ковались довольно широко, обратил внима
ние Алексей Аджубей, главный редактор
«Известий». Как раз тогда он организовал
воскресное приложение к своей газете, ко
торое было названо «Неделя». Первый но
мер «Недели» вышел еще без меня, а уже
со второго номера я там работал.
И если в Фотохронике ТАСС я был фото
репортером, то в «Неделе» стал фотожур
налистом. Я сам придумывал темы, писал к
ним текст, и печатался очень много — и на
обложках, и на разворотах. Тогда же я ус
лышал от одного американского редактора,
кажется из журнала «Лайф», который уви
дел мои очерки, слова: «Этот человек ни
когда не останется без работы».
Так, действительно, и получилось. Не
знаю, этот ли редактор, или какой то дру
гой из работавших в «Лайфе», в свое вре
мя смог всего двумя словами определить,
на мой взгляд, самую суть удачной фото
графии — «удиви меня». Если у вас полу
чится снять что то так, чтобы зритель уди
вился, — фотография получилась. Очень
точно, по моему.
Этот период у меня длился лет шесть.
А в декабре 1965 года начал выходить жур
нал «РТ» — «Радиовещание и телевиде
ние». Это был большой журнал с програм
мой телевидения, первое издание такого ро
да в стране. Главным редактором там был
удивительный человек, Борис Войтехов —
журналист, сценарист, писатель. Он никогда
не поступался своими взглядами, был очень
самостоятельным, что в те времена жестко
го диктата ЦК было небезопасно. И к концу
второго года редакторства его сняли по
смехотворной причине: ко Дню Конституции
вышел номер, и на его обложке был снят
«Начал я с самой простой должности — ученика
фотокорреспондента»
Зеленая гостиная Большого Кремлевского
дворца
Автопортрет с композицией «Регалии Российской
империи». Конец 80 х гг.
Дорога к Мавзолею,
конец 70 х гг.
TemaNomera_Rahmanov(C)(P).qxd 08.12.2007 0:14 Page 45
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 60 (Январь-Февраль 2008) | Страница 45 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |