52 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
2008
ТЕМА НОМЕРА
Фотохроника: Николай Рахманов
Этот гончар снят на формат 6 х 12, тогда я
еще не снимал на 13 х 18. Объектив — 53
мм, широкоугольник. Он с трудом, но кроет
9 х 12, только немножко каширует углы.
А поскольку это — середина кадра, то по
покрытию здесь проблем нет.
В большой формат я пришел практиче
ски сразу, чтобы получить высокое качест
во изображения. Конечно, многие репорта
жи для Фотохроники были сняты на узкую
пленку. Сейчас у меня карданная камера
«Синар». В ней есть все уклоны, подвиж
ки — для меня это очень важно.
Часто приходилось менять камеры.
Раньше что либо раздобыть приличное из
аппаратуры было почти невозможно, пото
му что считалось — ремесленник должен
пользоваться казенной камерой, чтобы он
не чувствовал себя слишком независимым.
Чуть что — у него эту камеру сразу отбира
ли. Это уже к 90 м годам появилась воз
можность что то купить, что то достать —
появились списанные объективы, иногда
они «терялись», и так далее. В общем, тя
желая жизнь была в этом отношении. Но
ничего — выжили, как видите.
У меня вообще очень интересная история
была с аппаратурой. Когда я не имел еще
фирменной аппаратуры формата 13 х 18, у
меня появился знакомый механик, который
сказал: «Я тебе все сделаю. Что тебе нуж
но.» Я объяснил: мне нужен небольшой
кардан, чтобы на нем можно было снимать
9 х 12 и чтобы можно было к нему приспо
собить приставку под формат 13 х 18. И он
сделал такую камеру, причем она получи
лась просто фантастическая — он был
действительно механик высшего класса.
Вот уже лет двадцать прошло, даже боль
ше, а камера до сих пор работает отлично,
и если мне предстоит съемка в тяжелых ус
ловиях — лезть куда то на высоту или в тес
ноте, — я до сих пор беру ее, она очень лег
кая и помещается в небольшой кофр, даже
вместе с десятком кассет. И когда у меня
появилась эта камера, я стал по настояще
му свободен и ни от кого независим.
А что это на ней за шильдик.
Шильдик с надписью «Кардан RSR» — Рах
манов, Скачков, Ронский. Нас было трое,
кто имел отношение к этой камере, это он
и обозначает.
Какие предпочитаете объективы.
Мне приходится пользоваться всеми, в за
висимости от задачи. Но больше всего люб
лю широкоугольники.
Говорят, что конкурентов у вас по Крем
лю нет.
(Смеется.) У меня вообще нет конкурентов,
даже по Москве. Хотя многие сейчас пыта
ются заприметить точку, с которой снимаю
я или другие, и это все повторить. Но не по
лучается. Бывают просто анекдотические
случаи — вот, например, как то мы с Викто
ром Поляковым снимали в Кремле. Даже
сделали с ним вместе пятиметровую лест
ницу, чтобы можно было снимать Белока
менных химер. Ну вот, забрались, снимаем,
все хорошо, я залезаю на эту пятиметровую
лестницу, ставлю «Синар» — он специально
там крепился, и Поляков говорит: «Что то
сердце прихватило, не буду я на лестницу
лезть, давай я тебе кассету свою передам,
проэкспонируй для меня на своем «Сина
ре». «Пожалуйста, давай кассету», — отве
чаю я. Он передал, я снимаю свой кадр,
сразу после этого ставлю его кассету, про
являем — все разное. Казалось бы, все од
но и то же: та же камера, тот же объектив, у
меня такая же пленка, экспозиция не меня
лась, разница в пару минут — и разные кад
ры. Так что тут, думаю, что то неспроста.
Я довольно часто замечал, что обстоя
тельства в какую то минуту складываются
сами собой так, как мне нужно для съемки.
Вот, например, портрет Католикоса всех ар
мян Вазгена II. Он снят с рук на «Лингоф»
13 х 18 — и без всякого специального осве
щения. Казалось бы, это невозможно. Като
ликос сидел в храме, где было довольно
темно. Мне разрешили почти вплотную
приблизиться к нему во время службы.
И когда я подошел и поднял камеру для
съемки, неожиданно сквозь узкое стрельча
тое окно пробился солнечный луч. Он оза
рил Вазгена, продержался минуты две и
пропал. Я успел снять всего два кадра —
но каких!
Видите ли противоречие между тради
ционными и современными средствами
выражения в фотографии.
Все, через что вы можете что то сказать,
открыть свою душу людям, все годится.
Противоречия я никакого не вижу. В по
следние четыре года я сам заинтересовал
ся компьютерным монтажом, меня увлекает
«Прага».
Авторский коллаж
«Петергоф».
Авторский коллаж
«Санкт Петербург».
Авторский коллаж
TemaNomera_Rahmanov(C)(P).qxd 08.12.2007 0:21 Page 52
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 60 (Январь-Февраль 2008) | Страница 52 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |