50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАРТ
2008
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Евгений Козловский
Т
о есть фокуса не столько нет, сколько
есть везде и всегда: начиная с опреде
ленного, обычно небольшого, расстоя
ния — и до бесконечности. Из за чего фо
тографии, сделанные такими аппаратами,
по непонятной вроде бы причине, кажутся
шумными (не в смысле цифровых шумов, а
в общем, композиционно информационном)
и утомительными для мозга. Впрочем, сде
лать, чтоб было резко все или практически
все, можно и на аппаратах посложнее —
достаточно поставить объектив пошироко
угольнее (или переместить зум шире шири
ны плеч) и сколько можно зажать диафраг
му: если вокруг светло — получится не хуже,
чем у гиперфокалки. Некоторые аппараты
попродвинутее имеют даже специальный
инструмент задания глубины резкости: вы
пикаете фокусировочной меткой на самом
близком к вам объекте (из тех, что, по ваше
му, должны получиться резко), потом — на
самом дальнем, а электронные мозги сами
уже просчитывают остальные параметры
(в основном — диафрагму). Правда, час
тенько при этом режиме вы получаете «ше
веленку», потому что при запрошенной ди
афрагме выдержка оказывается длиннее
твердости вашей руки.
Съемка сверхширокоугольниками и
«рыбьими глазами» почти автоматически
подразумевает резкость всего кадра, тут да
же полностью открытой диафрагмой не по
можешь, тем более что такие объективы
особо большой светосилой и не славятся.
Может быть, как раз поэтому «широкоуголь
ные» снимки удаются заметно меньшему
числу фотографов, чем длиннофокусные
или «нормальные», и в общей мировой фо
тобазе таких обнаруживается меньше, чем
прочих. Когда фотограф сознательно наса
живает на тушку мощный широкоугольник,
ему приходится либо думать о том, чтобы
вся земная мелочь намеренно сливалась в
фоновую замысловатую мозаику, а осталь
ное место снимка занимало что нибудь на
столько превосходящее величием любую оп
тику, чтобы она оказывалась неспособна его
«принизить», например, море или небо, ли
бо — структурировать одинаково резкое
пространство по свету или композиции, вы
двигая на первый план, например, непомер
Вот в чем фокус!
Фокус в фотографии — дело тонкое, хитрое и могучее. Может быть,
поэтому у гиперфокальных мыльниц самого низшего класса его нет
вообще: нельзя доверять такое оружие несмышленышам
#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 14.02.2008 18:12 Page 50
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 61 (Март 2008) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |