О кривых объектах, изящных предметах и перспективах
ADOBE PHOTOSHOP
2008
МАРТ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
67
ройки. Эти настройки можно применять
прямо в Bridge (ил. 9). Почему только в
Camera RAW нет исправления дисторсий.
Все вышесказанное относится в большей
или меньшей степени ко всем объективам,
и, надеюсь, заложенные предустановки не
раз облегчат нам жизнь и сэкономят время
для творческих раздумий.
А теперь пора поговорить о действитель
но серьезной проблеме. Посмотрите на ил.
10. Представьте в углу этого кадра свою
любимую или строгого начальника, смотря
щих в объектив с искренним желанием по
нравиться зрителям и потомкам. Смешным
это кажется только до тех пор, пока снимка
никто не видел. И уж точно никто по своей
воле не поставит своих друзей позировать
в таком «широком» ракурсе.
В жизни, однако, и особенно в репортер
ской съемке случается всякое. Поэтому
предлагаю человеколюбивым фотографам
способ борьбы с этим «краевым урод
ством».
Современные сильные широкоугольни
ки — очень хитроумные устройства. За счет
применения различных типов стекол, пласт
массы и асферических линз из них получи
лись конструкции, не подчиняющиеся зако
нам линейной оптики. Посмотрим на ил. 11
и схему (ил. 12). В школе меня учили, что
видимые размеры объекта обратно пропор
циональны расстоянию до него. Шарики
ровненькие, а расстояние от передней лин
зы объектива 17 мм до шарика 1 почти в
полтора раза больше, чем до шарика 3. Ме
няю диспозицию шаров (ил. 13, схема — ил.
14). Теперь расстояние до всех шаров оди
наковое, а размеры шаров разные. У не
подготовленных от такой задачи свои «ша
рики» позеленеют. А вот фотоаппарат «Го
ризонт» с объективом 28 мм все размеры
показал бы правильно (к сожалению, фото
аппарат своровали, а то не поленился бы —
сделал карточку). Зато ил. 15 была бы
очень похожа на фотографию «Горизон
том». Что лучше и что правильнее.
Конечно, в жизни антресоль у меня ров
ненькая — не подумайте чего, глядя на сни
мок. Сам строил, а не наемные люди с из
вращенными понятиями о линейной перспек
тиве. Вот в угоду этим понятиям — чтобы го
ризонтали были ровненькими и параллель
ные прямые сходились в одной точке на ли
нии горизонта — и сделаны широкоугольни
ки. А расплачиваться за такую красоту прихо
дится «краевыми растяжками» (ил. 16 и 17).
Что же мы в действительности видим.
Вопрос, ясно, не для этой статьи, но не
праздный, а потому не бесполезный. Дело в
перцептивной перспективе. Вкратце, смысл
этого понятия в следующем: на близких
расстояниях законы линейной перспективы
не действуют. Каждый понимает, что стены
его квартиры и половицы ламината парал
лельны, а сходятся в бесконечности только
трамвайные рельсы. Подробно это объясня
ется в работах академика Раушенбаха.
Получается, что широкоугольник рассчи
тан в угоду перцептивной перспективе (ина
че все было бы похоже на снимки «Горизон
том» или моноклем). Главная его задача —
выровнять горизонтали. Поэтому размер
шаров из схемы 1 одинаковый. А раз нет
единой «правды в жизни» — научим широ
коугольник врать красиво.
Устранить масштабные изменения на
краях, нарушив параллельность горизонта
лей, можно (ил. 15), но, как мне кажется, не
нужно. Ограничимся устранением «краевых
растяжек», сохранив горизонтали.
Ясно, что линейная (пропорциональная)
трансформация здесь не годится. Нужно
нелинейно трансформировать картинку.
Сжать ее по краям, не затронув центра (где
и так шарик № 3 идеально ровный, а шары
№2 и №4 — почти ровные). Warp (Искрив
ление) (в меню Edit > Transform > Warp) —
вот что нам подойдет. Опции команды
Transform становятся доступными при выбо
ре любого слоя (Ctrl + T) или при выделении
какой либо области в базовом слое (Ctrl + A)
Ил. 20
Ил. 23
Ил. 22
Ил. 19
Ил. 21
Ил. 18
Ил. 17
#Photoshop_Krasnoperov_Curves(C)(P).qxd 14.02.2008 18:15 Page 67
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 61 (Март 2008) | Страница 67 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |