Евгений Козловский
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
примере описанной смены камер могу ска
зать, что теперь я, скорее всего, не упущу
кадр, который раньше упустил бы из за мед
лительности включения или фокусировки
(некоторые, таким образом упущенные, го
дами стоят у меня в голове, вызывая немерк
нущую досаду), что к возможным для ре
зультативной съемки объектам добавится
некое множество малоосвещенных, а коли
чество «шевеленки» заметно упадет, и что,
наконец, я снова, как некогда на Olympus'е,
смогу делать эффектные кадры с самой
земли или — подняв камеру над головой на
вытянутых руках. Первое достижение — бе
зусловно. Второго и третьего можно было
добиться и на старом аппарате с примене
нием добавок: штатива и SC S2A — что, ко
нечно, понижало комфорт съемки, но — ни
чего принципиального. Если вспомнить бы
лое, окажется, что процент таких, требую
щих дополнительных возможностей, сюже
тов окажется до смешного мал и измерится
единицами. Правда, в эти единицы процен
тов вполне может попасть парочка художе
ственных шедевров или уникальных доку
ментальных свидетельств.
Другими словами, если принять за истину
мое убеждение, что снимок делают исклю
чительно глаз и голова, очередное расши
рение возможностей аппаратуры расширя
ет доступное для съемки поле только на
чуть. Причем разным людям более всего
расширяют горизонты самые разные рас
ширения. Например, сменив камеру, я
практически не обратил внимания на уве
личение числа пикселей с 6 до 10,1, по
скольку предпочитаю кадрировать прямо
в момент съемки, а вот мой приятель, глав
ная радость которого — препарирование
фрагментов снимков и создание из этих
кирпичиков чего то нового, дожидается но
вой «соньки» с ее 14 ю мегапикселями.
Потребностей профессионалов я тут вооб
ще не касаюсь, поскольк у они сами знают,
по каким параметрам и для каких задач
следует выбирать камеру. Или несколько
камер, каждую — для своей задачи.
То есть сделать совершенно роскошный
снимок, какую нибудь солнечную примор
скую панораму с вершины холма, можно да
же с помощью картонной коробочки с при
клеенным к задней ее стенке кусочком
пленки и проколотой иголкой крохотной ды
рочке в передней, — другой разговор, что
чем аппаратура совершеннее, тем комфорт
нее с ней работать и тем больше объектов
становится ей подвластно. Совершенствова
ние техники — это расширение доступной
для нее части мира, причем каждая новая
технологическая ступень расширяет этот
мир на все меньшую и меньшую долю. Ну,
как в воспроизводящей аппаратуре класса
Hi End, когда каждая очередная тысяча дол
ларов цены убавляет все менее и менее за
метный процент шумов.
одновременном драматическом снижении
шумов, так что, если включить «железный»
шумодав, снимки, сделанные 40D на чувст
вительности H (ISO 3200), выглядят заметно
глаже, чем сделанные D60 на максимальной
ее чувствительности ISO 1000. Если приба
вить к этому еще и возможность автомати
ческой установки чувствительности в рам
ках 100–800, проблем с недостатком света
и «шевеленкой» становится очень намного
меньше. Это, во вторых, на порядок, если не
больше, выросшая скорость: и готовности
к съемке после включения или просыпания,
и автофокусировки, и, наконец, большая
скорострельность и число снимков в серии,
то есть — объем буфера. Правда, когда,
склонный к съемкам на высокой чувстви
тельности, я выставляю аппаратный шумо
вой фильтр, который вслед снимку снимает
неэкспонированную матрицу и вычитает ее
из результата, — и скорострельность, и дли
на серии уменьшаются вдвое. Что, впрочем,
меня не особо беспокоит. Ну и в третьих, на
конец, — это Live View, способность камеры
к визированию не только через оптический
видоискатель, но и по ЖК дисплею.
На Canon я в свое время переходил с
Olympus'ов, с тех еще, полузеркальных, E 10
и E 20, у которых Live View (так, правда, не
называвшийся) был непременным атрибу
том, — и его отсутствие стало, пожалуй,
главным и единственным, чего мне не хвата
ло у Canon и по чему я скучал и даже стра
дал. Правда, кэноновский Live View олимпу
совскому все таки уступает: у последнего
ЖК экранчик вращался на сто градусов, что
позволяло, положив камеру, например, на
пол, установить экран под таким углом, ко
торый не вынуждал тебя ложиться рядом с
ней. Впрочем, если очень надо, можно при
к упить специальную примочк у от фирмы
Zigview, модель, например, SC S2A, и, при
собачив ее светоприемник к окуляру видоис
кателя, вращать экран аж на 350 градусов и
даже относить его на проводе аж на 11 мет
ров — куда нибудь за угол.
Прочие радости 40D: трехдюймовый дис
плей, автоповорот снимков, удобное, по за
кладкам, меню, лишняя кнопка фиксации
фок уса (которая в основном предназначена
как раз для работы в режиме Live View),
«Стили изображений», интересные только
тем, кто, в отличие от меня, снимает в JPEG,
возможность снимать через компьютер (фи
ча, наверное, превосходная для работы в
студии, которой я не занимаюсь и не плани
рую) и даже, наконец, тройной механизм
предохранения матрицы от загрязнения
плюс возможность снимать ее «пылевую»
картину и автоматически вычитать пыль из
снимков — порадовали меня так… теорети
чески… Тем более что за несколько лет ра
боты матрице D60 так и не удалось толком
испачкаться, а предохранительные меры,
примененные в 40D, весьма и весьма… пал
лиативны.
Впрочем, все эти, довольно частные, раз
говоры понадобились мне исключительно
для того, чтобы подвести к вопросу более
принципиальному: насколько совершенство
съемочной техники влияет на практический
результат фотографического творчества. На
Снимок, помещенный в начале «Запис
ки», как специально (и на самом деле —
специально) демонстрирует почти все глав
ные для меня расширившиеся возможности
камеры: съемка с пола, в режиме Live View,
съемка на чувствительности 3200 практи
чески без шумов и, наконец, съемка широ
ким углом без искажений. Поскольку мой
любимый пес на сессии хоть чутко, а спал,
четвертой возможностью (возможность
мгновенной готовности к съемке, ловле, так
сказать, момента, и ее скоростью) тут вос
пользоваться не удалось.
И напоследок — две истории. Одна — моя
собственная, вторая — с чужих слов, воз
можно, выдуманная. Но даже если и выду
манная — выдуманная очень хорошо.
Года три назад я трижды, каждый раз —
недели на три — ездил в Душанбе. Перед
первой поездкой я решился на эксперимент:
несколько утомившись от таскания огромно
го, тяжеленного кофра, набитого оптически
ми насадками и нелегким, отягощенным
бустером, Olympus'ом E 20 (которым я тогда
снимал, но который, скажу по правде, успел
мне чисто по человечески надоесть, хоть ра
боту свою делал и хорошо), я решил взять
помещающуюся в рубашечный карман про
двинутую «мыльницу» от Casio, EX P505,
с пятикратным зумом. Наснимал я за эти не
дели около двух тысяч снимков, из которых,
дома, после строгого отбора, отправил в
альбом шестьдесят штук. Перед следующей
поездкой я как раз поменял Olympus на
Canon и, вдохновленный новой для меня
техникой, взял с собой весь кофр. За те же
три недели снял те же две тысячи кадров —
не специально считал, так вышло. И из этих
двух тысяч при отборе в альбом пошло уже
целых триста штук! То есть при той же са
мой натуре, даже менее для глаза свежей,
чем в первой поездке, художественная про
изводительность выросла впятеро — исклю
чительно из за возможностей техники. И хо
тя, просматривая альбом, отличить ни по ху
дожественным, ни — часто — по техничес
ким признакам первую серию от второй
практически невозможно, — изменился
«процент выхода». (Кому интересно — мо
жет посмотреть сам по адресу ekozl.fotki.
com/abroad/asia/ dushanbe: первые шесть
десятков — от EX P505, остальные — от
D60.)
Вторая история касается Бернарда Шоу.
Он любил разную «технику», и когда к нему
приехал профессиональный фотограф сде
лать серию портретов — попросил посмот
реть аппаратуру. Взял в руки, разглядывал,
прицокивал и, в конце концов, сказал: «Мне б
такую технику — как бы я снимал!» Фото
граф подошел к столу писателя, взял лежа
щую на нем ручку, осмотрел и произнес:
«А мне бы такое перо — я писал бы пьесы
не хуже, чем сам Бернард Шоу!»
Евгений КОЗЛОВСКИЙ
«Разным людям более всего расширяют
горизонты самые разные расширения»
2008
АПРЕЛЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
47
#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 15.03.2008 20:38 Page 47
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 62 (Апрель 2008) | Страница 47 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |