ФОТОШКОЛА
Широта или узость
ти под бликом или освещенность неба и
блик пытался ожить, фотограф нагло зате
нял его дополнительно к шторам собствен
ной растопыренной пятерней. Держать ее
надо на удалении от объекта, достаточном,
чтобы контуры тени пятерни размылись в
нужной степени. А камера на штативе — ру
ки свободны.
Итак, мат в два хода, победа за фотогра
фом.
Пожалуй, основная часть технического ис
кусства фотографа и состоит в том, чтобы
засунуть освещение всей сцены в прокрусто
во ложе фотошироты материала или матри
цы, не утратив при этом художественного ре
шения фотографии. Наблюдается странная
зависимость фотошироты материалов или
устройств от т. н. прогресса: чем дальше —
тем уже. Черно белые пластинки и пленки
приучили к определенному стандарту — и тут
появился цветной негатив, широта уменьши
лась — потом появился цветной слайд, еще
уменьшилась — появились матрицы…
Блик пропал, а тень на оборотной стороне
осталась. И если при живом восприятии «на
глаз» она не беспокоила зрителя, то после
аналогово цифрового преобразования в фо
тографическое изображение была однознач
но неадекватна действительности. Фото
граф попробовал использовать встроенную
вспышку — какая гадость эта залепленная
светом рыжая поверхность без подробнос
тей, но с тенью от собственного объектива!
О 5–25. Боремся теми же средствами (име
ется в виду разум фотографа).
Борьба II, шаг 1. Осмотр имеющейся сту
дии (в роли студии — кухня) и определение
возможных кандидатов на исполнение роли
отражателя. Кастинг выявил двух претен
дентов: белая эмалированная крышка от
лотка для холодца размером 22 х 32 см и
золотистый пластиковый вкладыш (по науч
ному — диспенсер) в коробке из под шоко
ладных конфет 16 х 30,5 см. Вкладыш имеет
сложную форму, поэтому блик дает очень
мягкий и теплый. Имеющееся на кухне,
простите, в студии, зеркало на подставке,
очень удобное на первый взгляд, было от
вергнуто из за того, что давало слишком яр
кий, с резкими контурами зайчик.
Борьба II, шаг 2. Зайчик света из окна от
отражателей (по очереди, конечно) свобод
ной рукой направляется на нужное место те
ни на поверхности тыквы. Яркость этого
бличка регулировалась удалением или при
ближением отражателя от объекта съемки.
Второй рукой нажималась кнопка спуска.
В случаях, когда блик от окна не подавлялся
рассеивателем (шторами) и требовалось за
действовать пятерню фотографа, для рабо
ты с отражателем приглашался ассистент.
Кстати, оказалось удобней наблюдать за уп
равляемым зайчиком на мониторе камеры,
где он выглядел контрастней и заметней,
чем на натуре.
Итак, снова мат в два хода.
Пока тыква была еще целая, уложить ее
нужным образом, несмотря на неправиль
ную форму, еще удавалось. Но после рас
членения это стало сложной технической за
дачей. Тогда на роли студийных держате
лей кронштейнов были назначены кухонные
ножи, которые просто втыкались в тыкву и
служили ножками опорами. Это очень важ
ный момент: создавать нужный светотене
вой рисунок при работе с естественным све
том я могу, либо меняя положение предмета
по отношению к источнику света, либо ожи
дая, когда этот источник переместится. Бы
ло настолько пасмурно, что ожидание ни к
чему бы не привело, особенно если понять,
что настоящими источниками света следо
вало полагать все облака и окно. Изменить
же светотеневой рисунок с помощью смены
ракурса обычно удается лишь в очень огра
ниченных пределах.
Картинки получились славные, способные
украсить собой любую студию, простите,
к ухню. Каша получилась из тыквы вкусная,
ассистент остался доволен. «Красота не
там, где красиво, а там, где художник» (Гер
ман фон Майер, из переписки).
Пример № 2, или Лампочка
«Эх, у меня камеры нет!»
Через год:
«Эх, у меня света нет!»
Еще через год:
«Эх, у меня модели нет!»
Еще через год:
«Эх, у меня правильной…»
(см. выше по списку).
Из разговоров в фотоклубе
Не хватало:
1. Студии.
2. Фонов студийных разных: бумажных
и нетканых.
3. Студийных осветителей импульсных.
4. Флэшметра.
5. Софтбоксов квадратных, прямоуголь
ных и восьмигранных.
6. Зонтов тоже не хватало.
7. Затенителей (ширм).
8. Рассеивателей.
9. Кронштейнов и держателей различных.
«Результат съемки вы видите. Видел и отец.
«Неужели я такой старый.» — спросил он»
50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
АПРЕЛЬ
2008
Портрет отца. Задача была сложная: сделать выс
тавочный психологический портрет пожилого че
ловека
#Fotoschool(C)(P).qxd 16.03.2008 18:31 Page 50
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 62 (Апрель 2008) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |