Широта или узость
ФОТОШКОЛА
10. Стоек для осветителей, впрочем, как
и потолочной подвесной системы.
11. Профессиональной модели.
Имелось:
1. Голова на плечах фотографа.
А задача была сложная: сделать выста
вочный психологический портрет («концеп
туальный» — сказал куратор) пожилого че
ловека.
Физически тяжелый груз прожитых лет, ог
ромный багаж прошлого в твердой памяти.
Человек, переживший многих родных и почти
всех друзей, чувствующий себя из за этого
на ледяной вершине посреди черного неба
с редкими звездами. Гордый и несгибаемый.
Концепция была хороша. Пригласить из
вестное зрителям лицо было нельзя — зри
тель начал бы вспоминать, а не смотреть.
Вместо того чтобы метаться в поисках моде
ли, я, после краткого периода стеснения, об
ратился к отцу. В марте ему — 90. Жил, по
беждал, мучался и радовался со всей стра
ной, полностью соответствует образу, опи
санному в концепции. Я горжусь отцом, поэ
тому полагаю, что пословица «Ради красно
го словца не пожалеет и отца» не относится
к нашей ситуации.
Приезд отца в студию, равно как и длин
ные приготовления, суета с фонами, софт
боксами, удлинителями, стойками у него до
ма полностью исключались — отец не про
фессиональная модель и мог, почувствовав
себя не в своей тарелке, и на фотографии
выглядеть так же. Помочь же сыну, попав
шему в затруднительное положение, он со
гласился.
Я использовал старый прием: поставил
камеру на треногу и пошел пельмени варить
и ждать, пока стемнеет на улице. Пока то да
се, камера перестала беспокоить отца, а на
улице стемнело.
Технологическое отступление. У фото
материалов и матриц есть показатель, назы
ваемый фотографической широтой. Он ха
рактеризует их способность запечатлеть без
потерь более или менее широкий диапазон
яркостей различных объектов. Предметы,
яркость которых выше или ниже границы
этого диапазона, либо растворяются в лучах
света, либо тонут во тьме, т. е. ПЕРЕСТАЮТ
СУЩЕСТВОВАТЬ на изображении. Экспоно
метрия для того и существует, чтобы вы
брать установки камеры, позволяющие из
бежать потерь. А раз их можно избежать,
значит, можно и вызвать искусственно. Это
я и собирался сделать.
Поскольку студийное оборудование не
применялось никакое, кроме штатива для
фотоаппарата, роль осветителя играла на
стольная лампа с гибкой ножкой. Лампочку
для нее я привез с собой.
Технологическое отступление. Я воспи
тывался как фотограф в те времена, когда в
Советском Союзе были весьма популярны
книги «Сделай сам», где описывалось, как
из чуланных отложений сделать осветитель
для студии, или устройство для фокусиров
ки при слабом освещении, или очень удоб
ный кофр для фотоаппарата, равного кото
рому я не видел ни в продаже, ни у коллег.
С тех пор я сначала озираюсь по сторонам,
и только потом иду в магазин за новым обо
рудованием. Притом иду отнюдь не в специ
ализированный магазин для фотографов,
где все специфическое стоит уйму денег,
а в общечеловеческий. И если уж там не
найду подходящего товара, иду расставать
ся с деньгами в фотомагазин. Иду и внут
ренне плачу. Не рыдаю, а плачу в кассу (как
трус, который умирает 1000 раз).
Так я о лампочке. Существуют такие слав
ные лампочки, внутренняя сторона которых
покрыта зеркалом поближе к цоколю, а кол
ба, напротив, матирована. Я уже давно
пользуюсь такими, и имею несколько, раз
ной мощности. Покупал последний раз за
двадцать пять (рублей). При покупке надо
быть внимательным и выбирать лампы, кол
бы которых не имеют свилей и матированы
равномерно. (Свили — местные утолщения
стекла, будут работать линзами и создавать
неравномерность освещения.) А в качестве
осветительной аппаратуры использую такие
китайские штучки, вроде бра на прищепке,
которых я купил три по 156 рублей.
Прекрасная передвижная студия вызывает
улыбки и подражательное поведение коллег
и студентов. Однако следует учитывать два
обстоятельства: лампы за 25 рублей имеют
ненормированную цветовую температуру, а
часть заказчиков снобы, и вы можете поте
рять заказ. Я поступаю так: снимаю на ч/б
или негативную цветную пленку для ламп на
каливания, не мороча себе голову компенса
ционными фильтрами, потом сканирую и в
графическом редакторе вношу коррективы,
если они нужны. А снобов снимаю при имею
щемся у них освещении, формируя необхо
димый светотеневой рисунок перемещения
ми модели и зайчиками отражателей. Рабо
таю среднеформатными камерами, поэтому
использование пленок ISO 400–800 не дос
тавляет технических трудностей.
Отец был усажен в кресло, сбок у были
друг на друга поставлены две табуретки,
ставшие стойкой осветителя. Я навел каме
ру на резкость, выключил свет в комнате,
замерил экспозицию по щеке отца точечным
экспонометром, выставил выдержку и, сле
дя за тем, чтобы не пропала искорка в его
глазу, спустил затвор с помощью тросика.
Закрыл объектив крышкой и снова спустил
затвор. Я успел еще раз повторить весь
цикл, переместив лампу, потом позвонили
2008
АПРЕЛЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
51
Портрет Нелли Принцевой давался с трудом. Дневное летнее солнце жесткими тенями ломало пластику ее лица, начис
то уничтожая прелесть восточных черт и искажая представление о ее сильном характере. Нашлась, однако, недалеко
от места съемки развалина, в которой сквозь белесый бетон проросла березка. Эта березка и решила дело. «Штаны жалко.»
— «Для искусства ничего не жалко». — «Садись!». Белый бетон пола отлично сыграл роль отражателя, напрочь уничтожив
мешавшие мне тени. Очень хороший отражатель с матовой фактурой и теплым отблеском. Жаль, домой не унесешь.
#Fotoschool(C)(P).qxd 16.03.2008 18:31 Page 51
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 62 (Апрель 2008) | Страница 51 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |