Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
Евгений Козловский
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
хоть теоретически должен получаться от
сложения стопроцентных основных цветных,
таковым никогда не бывает, и потому прихо
дится покрывать его поверху еще и чистым
черным): добавились светлый Cyan и свет
лая же Magenta. Это позволило передавать
светлые места картинки не редким разбро
сом темных капелек, которые всегда были
заметны на глаз, а густым — светлых. Но
таким способом не решалась задача точной
черно белой печати: ее светлые места все
равно складывались из разноцветных точек,
(иначе снова получился бы массив черных
капелек), и добиться абсолютной монохром
ности было, если и возможно, чрезвычайно
трудно. Тогда в дело пошли еще две чер
нильницы: серая и светло серая (50 и 25
процентов черного). Потом стали разделять
черные чернильницы на глянцевую и мато
вую. Потом к водяным чернилам прибави
лись еще и синтетические, которые после
печати, полимеризируясь, покрывали кар
тинку ламинирующим слоем: на мой вкус,
правда, эти чернила чуть огрубляют аква
рельность некоторых снимков, зато другим
прибавляют парадности и праздничности.
Последняя принтерная новинка от Epson,
Stylus Photo R1900, не прекращает ряд веч
ных экспериментов в стремлении к совер
шенству: в ней добавлена еще одна чер
нильница, прозрачная, ламинирующая, что
бы чисто белые области снимков, не покры
тые никакими чернилами, не выглядели се
рыми пятнами при взгляде вскользь, а свет
лая Magenta и светлый Cyan заменены на
несколько парадоксальные оранжевый и
красный, что, по мнению производителей,
расширяет красное цветовое пространство и
уточняет печать человеческой кожи. Коротко
говоря, сегодня у Epson можно найти прин
тер на любой вкус и практически с любым
разумным количеством и набором черниль
ниц. Конкуренты, конечно, тоже не спят, но я
как то с самых первых моделей прикипел к
Epson так прочно, что серьезно за конкурен
тами не слежу, а когда все таки их встре
чаю, всякий раз убеждаюсь, что в области
тонкой, художественной, печати обойти
Epson им пока что не удалось — разве что
отчасти сравняться.
Впрочем, оставим технологические тон
кости ради парочки сравнительно концепту
альных мыслей. О том, нужны ли на сегод
няшнем hi tech уровне, — когда дисплеи ста
новятся все больше размерами, все качест
веннее и, главное, все дешевле, — «твер
дые копии» вообще. Если уж совсем концеп
туально, то они перестали быть нужными в
тот момент, когда вы перешли с пленки на
цифру. С приходом цифры из фотографии
исчез уникальный материальный носитель
запечатленного мгновения или компози
ции — негатив или слайд, отпечатки с кото
рых, как бы ни были они поставлены на по
ток, все равно носили оттенок авторства,
чанию», — просто послали их на печать, и к
нашему общему изумлению моя «четвертин
ка» оказалась на вид заметно качественнее
(в «полиграфическом» смысле) Игоревой
«целой». Мы не стали докапываться до при
чин феномена, тем более что их могло сой
тись сразу несколько разных: от разницы в
«стеклах» до чуть дрогнувшей руки, — одна
ко приняли к сведению (я и прежде это за
мечал), что разрешение исходника и качест
во отпечатка, во всяком случае, когда речь
заходит о печати на струйных принтерах,
связаны между собой очень и очень относи
тельно. Сверхумный алгоритм печати таких
принтеров (разных, конечно, в разной степе
ни) способен с избытком покрывать недос
татки разрешения. Ведь если поделить пол
торы тысячи… ну, тысячу шестьсот точек го
ризонтали моей «четвертинки» на 23 с хвос
тиком дюймов ширины бумаги, то получится
комическое для профессиональной полигра
фии разрешение — менее 70 dpi! При том,
что даже в не особо глянцевых журналах от
фотографов требуют не менее 300! Тут же,
наверное, вполне кстати будет заметить, что
разрешение последних моделей эпсонов
ских принтеров доходит до невероятных в
полиграфии и не использующихся там 5760
dpi (у 3800 го оно, правда, вдвое меньше),
причем, если ту же самую 68 дипиайную фо
тографию на том же принтере напечатать
с пониженным разрешением, разница будет
видна на глаз.
Дело в том, что если в полиграфическом
производстве точки на дюйм ровно их и оз
начают, причем там используется растровый
принцип печати, когда любая точка (клеточ
ка) изображения составляется из нескольких
подклеточек, каждая — своего тона, то в пе
чати струйной dpi обозначают, скорее, попу
гаев, потому что там куда главнее размер
капли, ее насыщенность, правильный под
бор для каждой капли пропорции чернил,
количество чернильниц, технология изготов
ления этих чернил, качество и свойства бу
маги и, наконец, — и, возможно, главное! —
алгоритм пересчета картинки в капельки: в
последних принтерных драйверах Epson во
обще исключил настройку dpi, оставив за
пользователем только выбор качества. Ну
сами посудите: как бы тесно ни умели —
технологически — ложиться капельки одна
рядом с другой, они и перекрывать одна
другую могут, и накладываться одна на дру
г ую, и сталкиваться в воздухе, и впитывать
ся в бумагу с той или иной скоростью. Коро
че, когда мы имеем дело со струйной пе
чатью, смотреть на dpi — глупо и смешно,
надо смотреть только на результаты.
Главный прорыв в сторону художества на
принтерном поле сделал, кажется, тот же
Epson (раньше качественные художествен
ные снимки можно было печатать, кроме по
лиграфии, только на сублимационных прин
терах, профессиональные варианты которых
стоили дороже десяти тысяч долларов, а лю
бительские давали результаты довольно
посредственные), выпустив чуть ли не с де
сяток лет назад Stylus Photo с шестью чер
нильницами, вместо обычных тогда четырех,
CMYK (Cyan, Magenta, Yellow и полирующий
все blacK: черный цвет в любой полиграфии,
как разные отпечатки гравюр с одной доски.
Однако чисто практически, да еще и по се
годняшнему уровню технической оснащен
ности что квартир, что клубов, что выставоч
ных залов, — «твердые копии» все еще бы
вают очень даже удобны. Устроить выстав
ку. Повесить дома на стенку. Подарить при
ятелю, родственнику или девушке (юноше).
Однако уже сегодня более или менее при
личная цифровая рамка элементарно дает
более простой доступ к вашим фотоархи
вам, чем хранение их в бумажном виде в де
сятках и сотнях альбомчиков, которые и де
вать непонятно куда, и найти в них, что на
до, трудно, да и выбрать время, чтобы их
просмотреть или показать, с каждым днем
становится сложнее. Уже сегодня редко кто
предпочтет послать фотку в конверте, а не
через e mail. Конечно, если у меня по слу
чаю лежит под диваном (а где еще. — тес
но!) два три десятка собственноручно отпе
чатанных фотографий в формате A3+, при
готовленные к выставке, я предпочту пока
зать гостю именно их, а не девятнадцати
дюймовый экран моего монитора (следую
щие, не отпечатанные, все равно буду пока
зывать на мониторе), но если бы у меня ви
села на стене приличного качества 36 дюй
мовая панель, то, наверное, я предпочел бы
ее. Думаю, что и большинство галерейщи
ков предпочли бы для устройства фотовыс
тавок длинный ряд подобных устройств, —
жаль только, что сегодня они еще слишком
несовершенны в отображении картинок (ку
да менее совершенны хороших отпечатков
на хорошей бумаге) и дороги — в таком ко
личестве — даже для галерейщиков.
Впрочем, играя с разными бумагами
(а тот же Epson выпускает десятки разных
их вариантов: от сияюще глянцево белой до
шершаво акварельной, тесненной и даже
холщовой), можно добиться такого эффекта,
какого не добьешься даже и на идеальном
дисплее, даже с наложением специальных
фильтров. Но, похоже, что это вопрос не
столько принципа, сколько времени: как
угодно и на чем угодно ни отпечатай сни
мок, все равно от этого отпечатка у зрителя
не возникнет ощущения прикосновения к
оригиналу, которое еще возникало на ста
рых, «серебряных», выставках. Ибо ориги
нал не материален, но эфемерен: череда но
ликов и единиц, одинаковых хоть на флэш
ке, хоть на CD, хоть даже, если угодно, пере
писанная от руки в тетрадку.
Войдя в новый век увлеченными цифро
выми технологиями, которые и впрямь силь
но расширяют наши художественные воз
можности и упрощают жизнь, мы должны
быть готовыми к тому, что вот, совсем ско
ро, художественные идеи полностью и на
всегда расстанутся с традиционными мате
риальными их носителями. Заметьте: я не
оцениваю, плохо это или хорошо, я конста
тирую положение дел.
Евгений Козловский
«С приходом цифры исчез уникальный
материальный носитель запечатленного мгновения»
2008
МАЙ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
31
Obyasnit_Zapiska( )(P).qxd 12.04.2008 16:23 Page 31
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 31Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи