ТЕМА НОМЕРА
Пейзаж как препятствие и фрагмент
40 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
Ф
отограф — прежде всего человек.
А люди бывают разные, и характе
ры у них разные, и интересы. И в
соответствии с этими интересами каждый
фотограф выбирает для себя свой жанр по
преимуществу. Тот жанр, который мог бы
дать ему высказать что то свое в отноше
нии к миру вообще и в частностях, то есть
в своих переживаниях.
Наверное, человеку деятельному, обще
ственно активному более всего близок ре
портаж или так называемая жанровая фо
тография. Там он может самоутвердиться,
выразить, так сказать, свою жизненную по
зицию, то есть показать свой внутренний
мир, свои духовные запросы. Есть множест
во фотохудожников, поднявших фотогра
фию до уровня высокого иск усства на этом
поприще. Мне же близок пейзаж, чаще все
го безлюдный, часто вообще без признаков
присутствия человека, то есть без домов,
машин, любых рукотворных предметов.
Единственное, что не вызывает отторже
ния, протеста, — дороги, тропинки, поля,
сады. Пейзаж с дорогой — это мир, нена
долго оставленный человеком, а вот когда
его присутствие вообще ничем не обозна
чено, то это мир до сотворения человека,
до его пришествия сюда. Тогда пейзаж
предстает как глубокая мысль Бога, от
ражение Его в человеке, в глубине его
души.
Поэтому я подразделяю для себя пейзаж
на подвиды. Один из них — пейзаж препят
ствие, другой — пейзаж фрагмент. Пей
заж препятствие — как стекло аквариума
для рыбки: видит ли она комнату и того,
кто в комнате. Или как стекло окна для ба
бочки: она летит туда, где светло; днем —
на улицу, ночью — в дом. Ни рыбка, ни ба
бочка стекла не видят. Для них оно — не
видимая преграда между их миром и чу
жой средой. Вот так и пейзаж одновремен
но и останавливает, и указывает на то, что
Пейзажист
и профессионал
Мне случалось снимать вместе с про
фессиональными фотографами, и почти
каждый из них бросал мне замечание:
почему ты так много думаешь во время
съемки, когда затвор уже взведен, а
взгляд направлен в видоискатель. Каза
лось бы, ты уже должен был успеть рас
считать кадр, вычленить его из окружаю
щей среды… Но каждая ситуация непов
торима, не исключая тех случаев, когда
кадр связан с одним и тем же сюжетом:
одна и та же гора, одна и та же кипари
совая роща, один и тот же поворот доро
ги… И свет, которому в кадре отводится
главная роль, каждый раз другой. И на
ряду с его различными оттенками важно
уловить нечто подобное архетипу, перво
образу данной картины. Не что либо
стандартно обобщенное, худший пример
чему — видовая открытка, а как раз то,
что преодолевает поверхностную краси
вость и открывает подлинную красоту.
Ведь то, что остановило твое внимание,
во всей широте этого мира, содержит в
себе некую точк у, узелок, в котором схо
«Я подразделяю для себя пейзаж на подвиды.
Один из них — пейзаж препятствие, другой —
пейзаж фрагмент»
#TemaNomera_Zhdanov(C)(P).qxd 12.04.2008 22:17 Page 40
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 40 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |