ТЕМА НОМЕРА
Пейзаж как препятствие и фрагмент
Поэтому композиция должна всплыть из
глубины пейзажа вопреки лобовым очевид
ным ассоциациям, из которых, сколько ни
бейся, образа не выжмешь. Выходит, чем
композиция ненавязчивей, чем отстранен
ней, тем благородней.
Хорошая композиция, по Аристотелю, да
же в малом произведении дает ощущение
большой формы. Потому то так важна для
меня другая ипостась пейзажа — его фраг
ментность. Пейзаж — всегда фрагмент. Да
же если мы сделаем снимок по всему гори
зонту (на все 360 градусов), мы предста
вим себе всего лишь фрагмент данного
мира. И каким бы малым ни оказался этот
фрагмент — листок дерева, часть лист
ка, — все равно ты должен оказаться его
центром, то есть твой взгляд, твое умение
видеть и должны определять параметры
фрагмента. Тогда, за редким исключением,
и случайный снимок может оказаться хоро
шо построенным. Можно «бить по площа
42 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
дятся силовые линии пейзажа, линии тех
сил, которые держат весь этот мир в
цельности всего лишь на честном слове.
А открытка — это всегда что то поверх
ностное, даже случайное. Так вот: про
фессионал подходит к теме аналитиче
ски, извне проникая в глубь темы шаг за
шагом. Чем он лучше это делает, тем он
больший профессионал. А я всего лишь
пытаюсь схватить нажатием кнопки этот
незримый, но властный узелок, связыва
ющий данный пейзаж со своим символи
ческим прообразом.
Впрочем, я тоже делаю иногда случай
ные кадры. Я их называю установочны
ми. Это когда нужно проверить тот или
иной объектив, пленку, штатив и т. п. Ну,
словно ручку расписать перед тем, как
написать письмо.
Пленка и цифра
Я уже заметил: сколько ни возьмешь с
собой в поход катушек пленки, столько
и потратишь. Но чем отличается профес
сионал опять же и в этом. Профессио
нал никогда не обходится без брекетин
га, то есть на съемку одного и того же
сюжета он тратит до пяти и более кад
ров, и в этом сказывается его аналитизм
в подходе к съемочному процессу. Мне
же всегда хочется успеть схватить имен
но суть данного пейзажного фрагмента,
который уже в следующий миг может и
исчезнуть. Дальше все может оказаться
напрасным, душа пейзажа может за
крыться. Конечно, в таком подходе к фо
тографированию больше риска. Ну, тут
уж судьба или не судьба.
Монокль: преимущества
и специфика
О двойственной природе света мы уже
говорили. Снег, песок, река, туман, де
ревья — обращаются к нам не непрере
каемой отчетливостью, а своей душой.
Мы различаем не глаза предметов, не их
зрачки и ресницы, а то, что за ними
скрыто, то есть взгляд. А он не может ог
раничиваться линиями, пятнами и каки
ми то изобразительными массами. Ана
литизм в фотографировании моноклем
становится вообще неуместным. В этом
то и трудность в его использовании. Ком
позиция, например, строится вроде бы
так же, как при съемке обычным объек
тивом. Так же, да не так. При съемке мо
ноклем оказывается допустимым боль
шее число исключений из правил. А зна
чит, большая свобода при схватывании
узелка силовых линий. Они не подменя
ют собой изображение. Просто они ста
новятся более отчетливыми. А значит,
и символическая природа пейзажа выяв
ляется безусловней.
«Чем композиция ненавязчивей, чем
отстраненней, тем благородней»
#TemaNomera_Zhdanov(C)(P).qxd 12.04.2008 22:17 Page 42
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 42 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |