54 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
ФОТОШКОЛА
Красота реальной реальности
это возможно только вращением камеры
вокруг оптической оси объектива, эффект от
которого при увеличении расстояния съемки
стремительно снижается.
Любимая кольцевая вспышка была бы
неприменима из за своих габаритов и слиш
ком большого для столь малых расстояний
съемки ведущего числа — 5 (пять). Поэтому
я принял следующее решение: использовать
самодельный отражатель из фольги от чай
ной упаковки и фонарик неизвестного проис
хождения на 28 светодиодах, купленный в
местном магазине. Использовать вместе и,
чаще, по отдельности. Замечу сразу, что от
ражатель лишь изменял светотеневой рису
нок сцены, в то время как фонарик (пока ба
тарейки были свежими) позволял поднять
освещенность объекта съемки на 2–3 ступе
ни и достигать сильных световых эффектов,
не имеющих ничего общего с реальностью.
Фонарик, судя по всему, потребляет чрезвы
чайно много энергии, и через час полтора
работы я заметил, что его светоотдача зна
чительно снизилась, а свет заметно посинел.
Есть у меня еще один фонарик, с лампой
накаливания, сделанный по образцу амери
канского армейского. Он изогнут в виде бук
вы «г», что удобно, но световое пятно дает
неровное и маленького диаметра, в отличие
от безродного светодиодного фонаря, спе
циально выбранного за большую площадь
светящейся поверхности. Кроме того, цвето
вая температура «американской» лампочки
очень низка, поэтому ее свет слишком выде
лялся бы в пасмурный день, превращая сни
маемую сцену в подобие цирковой арены.
Это не входило в мои планы в эти дни, поэ
тому «американец» остался дома.
Применение подсветки отражателем и
фонариком, кроме положительного художе
ственного, имело еще и положительный тех
нический результат. Штатная лампа под
светки автофокуса на столь малых расстоя
ниях освещает не тот объект, который сни
мает фотограф, а другой, иногда даже за
пределами сцены. Отражатель и тем более
фонарь облегчили автофокусировк у.
Но даже и дополнительная подсветка не
позволила повторить мой любимый пленоч
ный сюжет с лишайником на стволе круп
ным планом и частью лесного пейзажа. Пей
заж вокруг сцены превращался в белое ни
что, пожирающее еще и край ствола.
Зачем голова и руки, когда
есть микрочип и мотор.
Вот мы и добрались до второго камня для
спотыкания. Называется он «фокусировка».
Автофокусировка — это здорово. И лениво
му хорошо, и плоховидящему, и репортеру.
Очень хорошая штука, только своенравная.
Какие бы усилия ни предпринимал фото
граф, автофокус, строго говоря, САМ ВЫ
БИРАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ ПЛОСКОСТИ НАИ
БОЛЬШЕЙ РЕЗКОСТИ. На это есть мудрые
алгоритмы принятия им решения, пригодные
для огромного числа ситуаций, но не для
всех. Вернее, не всегда мнения автомата и
его оператора совпадают. Кроме того, в лю
бом деле есть хороший результат, а есть
наилучший. При работе с моими любимыми
сюжетами возможно следующее: автофокус
не ошибся и выбрал именно то растение
«кубок эльфов», которое наметил фото
граф. Но плоскость максимальной резкости
прошла не по переднему краю воронки рас
тения, а на 3 мм глубже — по заднему. Кадр
испорчен, хотя растение, по большому сче
Fotoschool_Grikov_Leshiy(C)(P).qxd 12.04.2008 16:08 Page 54
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 54 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |