ЛИКБЕЗ
64 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
RAW или JPEG.
Плюсы и минусы
Особенности и преимущества формата RAW вызывают большой интерес
у любителей фотографии
О
дни слышали, что RAW позволяет
получить более качественное изоб
ражение, других пугает сложность
обработки исходного файла. Как бы то ни
было, если понять, что из себя представля
ет формат RAW, то можно будет осознанно
подходить к решению — снимать в нем или
ограничиться JPEG.
В этой статье мы постараемся ответить
на два вопроса: что такое RAW и каковы
его преимущества и недостатки.
Так как RAW файлы для дальнейшего ре
дактирования обычно преобразовывают
в формат TIFF, то и его можно считать
частью RAW процесса. Также рассмотрим
преимущества и недостатки RAW по срав
нению с основной альтернативой ему —
форматом JPEG.
Что такое RAW
Чтобы понять, что из себя представляет
RAW формат, придется познакомиться
с процессом его создания в фотоаппа
рате.
У каждой цифровой камеры есть неболь
шая микросхема, называемая матрицей.
Несмотря на ее миниатюрные размеры —
это самая дорогая часть фотоаппарата.
Матрица — это устройство, которое собира
ет свет, образующий изображение. Она
состоит из крошечных сенсоров фотодио
дов, которые обычно называют пикселями.
Когда говорят, что фотоаппарат имеет
столько то мегапикселей, то это означает,
что его матрица содержит определенное ко
личество сенсоров, обычно исчисляемое
миллионами (мегапикселями).
Свет, перед тем как попасть на сенсор,
дополнительно фокусируется на него спе
циальной микролинзой — она позволяет
захватывать свет с площади чуть большей,
чем поверхность фотодиода. Затем свет
проходит через цветной фильтр и достигает
самого сенсора (фотодиода). При взаимо
действии фотонов света с материалом фо
тодиода возникает электрический заряд,
который им и фиксируется.
На самом деле сенсор фотодиод может
не так уж и много — он «видит» всего лишь
интенсивность света от самого яркого (бе
лого) до его полного отсутствия (черного).
А разобраться с цветом ему помогает
фильтр, который для каждого сенсора про
пускает свет определенной длины волны, то
есть определенного цвета — красный, зеле
ный или синий. Наукой установлено, что
этих трех цветов достаточно, чтобы сгене
рировать любой другой цвет.
В большинстве цифровых камер сенсоры
накрыты фильтром цветовой модели Байе
ра (Bayer pattern). В этой системе фильтры
расположены в шахматном порядке, а ко
личество зеленых фильтров в два раза
больше, чем красных или синих (это объ
ясняется строением человеческого гла
за: он более чувствителен к зеленому
свету).
Вернемся к нашим пикселям. Теперь, ког
да все они получили по электрическому за
ряду, наступает время переработки элект
ричества в некую значащую информацию,
на основе которой можно будет создать
изображение. Последовательность дейст
вий в этом процессе такая:
1. Фотоны достигают сенсоров.
2. Создают на них электрические заряды.
3. Заряды накапливаются и создают
электрические потенциалы.
4. Напряжение как разность потенциалов
усиливается.
Пока цифровая камера, в сущности, циф
ровой не является — она имеет дело с ана
логовыми данными. На следующих двух
этапах данные переводятся в числовые.
5. Преобразование величин напряжений
в дискретные значения.
6. Преобразование дискретных значений
в бинарные (цифровые) данные.
Теперь RAW файл создан. Настало время
разобраться с цветом, и здесь в дело всту
пает конвертер.
7. Сопоставление количества света с цве
том фильтра, соответствующим данному
пикселю. Одновременно анализируются
Схема сенсора камеры в момент попадания на него света
Аналоговые, дискретные
и бинарные данные
Нагляднее всего пояснить разницу на
примере бытовых чисел. Например, мож
но купить 2,5 кг картофеля. Это — дроб
ное значение, аналоговое. Реальный вес
может быть и 2,52, и 2,49 кг. Группа лю
дей насчитывает 25 человек. Это —
дискретное значение. Не может быть
25,2 человека. А если число 25 перевес
ти в двоичную систему исчисления, по
нятную вычислительной технике и состо
ящую только из единиц и нулей, — это
будут бинарные данные, и выглядеть
число 25 будет как 11001. Понятно, что
аналоговое значение можно перевести
в двоичную систему, только переведя его
в дискретное.
Photoshop_Ulman_RAW(C)(P).qxd 13.04.2008 20:14 Page 64
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 64 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |