ЛИКБЕЗ
RAW или JPEG. Плюсы и минусы
66 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
для JPEG. При этом учтем, что нас интере
суют только восемь этапов из ранее приве
денной последовательности обработки
изображения. То есть до момента, когда за
дело примутся тональные кривые.
Предположим, что пиксель получает свет,
равный пяти f стопам — по максимуму.
Например, он «увидел» самый яркий учас
ток сюжета. Такой пиксель на хорошей ка
мере и при соответствующей 12 битной
матрице в состоянии передать 4096 оттен
ков яркости. Но, преобразовывая данные до
восьми бит, нужных для JPEG, число то
нальностей сокращается до 256 значений.
Вроде бы беды никакой нет.
Уменьшим экспозицию на одну ступень.
До четырех f стопов. При уменьшении на
одну ступень экспозиции количество света
уменьшается вдвое. Зависимость линейная:
света в два раза меньше — оттенков мень
ше тоже в два раза. Пиксель, получивший
в два раза меньше света, сможет реализо
вать только 128 тональных оттенков. Один
f стоп «съел» половину оттенков на снимке!
Повторим процедуру и уменьшим экспо
зицию еще на один f стоп. Поведение пик
селя будет аналогично первому случаю, и
его возможности по передаче тональностей
сократятся до 64 бит. Всего два светостопа
уничтожили 75% тональной информации!
При сокращении динамического диапазо
на камера стремительно теряет способ
ность к передаче оттенков. В конечном слу
чае, при одном f стопе, у нас останется все
го 16 оттенков.
Такое же исследование может быть про
ведено для пикселя, участвующего в созда
нии RAW файла. Разница будет в том, что
RAW оставляет 12 бит изображения, не
уменьшая их до восьми, как JPEG, и умень
шение динамического диапазона на один
f стоп будет приводить лишь к соответству
ющему сокращению тональностей в два ра
за. Придя к последнему, единственному
f стопу, нам все же удастся сохранить 256
тональностей — в 16 раз больше, чем у
JPEG.
Если составить простейшую зависимость
f стопов от числа тональностей, то станет
очевидно, что она далеко не линейна. Боль
шее количество оттенков располагается
в светлых областях, и гораздо меньшее —
в темных. Для пользователей JPEG — это
неприятная новость: этот формат теряет
большую часть цифровой информации. Но
и это еще не самое худшее. Человеческое
зрение устроено так, что воспринимает
больше информации в теневых областях,
чем в светлых, то есть именно там, где
формат JPEG не в состоянии ее предоста
вить. И вот это и есть самая большая проб
лема снимков в JPEG.
Тональная коррекция
Даже после того, как данные были переве
дены в цифровую форму и баланс белого
скорректирован (пункты 1–9 списка в нача
ле статьи), информации все же недостаточ
но, чтобы создать законченное изображе
ние. Оно пока еще слишком темное и мало
контрастное.
Говоря о тональной коррекции, мы под
разумеваем известный по Photoshop
инструмент Curve (Кривые), который также
присутствует в каждом уважающем себя
RAW конвертере. Эти кривые могут быть
встроены в конвертер как предустановки,
и в этом случае фотограф может выбрать
нужную из готовых или, если есть возмож
ность, создать ее вручную. Можно сказать,
что этим же различаются и фотоаппараты,
снимающие в RAW и JPEG, — вторые ис
пользуют встроенную в себя тональную
кривую, которая улучшает все снимки без
учета их особенностей. В среднем выходит
терпимо и иногда хорошо. Использование
же RAW формата позволяет на той стадии,
когда изображение еще не втиснуто в JPEG
и имеет максимум информации, применить
к нему тональную кривую ручного изготов
ления. Сравните два последних снимка из
вышеприведенных. На первом кривая име
ет некий стандартный изгиб, а картинка —
детали в тенях и потерю их на небе, хотя
гистограмма правильно захватывает весь
тональный диапазон. На втором снимке де
тали в тенях также проработаны, но они
присутствуют и в облаках. То, что гисто
грамма смещена влево — не беда, это, как
и низковатый контраст, можно исправить
последующей обработкой, но главное было
сделано — изобразительная информация
сохранена и показана без потерь.
Этот простой пример наилучшим спосо
бом доказывает преимущество RAW в то
нальной обработке. Он же проливает не
который свет на расширение динамического
диапазона — легко догадаться, что в основе
этого действия (рекламируемого некоторы
ми производителями как супервозможности
камеры) лежит адаптированная к особен
ностям матрицы и правильно настроенная
тональная кривая, включенная в программ
ную начинку камеры. К тому же «простое»
увеличение битности изображения с 12 до
14 легко позволяет увеличить для JPEG
файлов динамический диапазон на 40%.
Биты в динамическом
диапазоне
Необходимым и достаточным количест
вом градаций яркости в конечном снимке
можно считать 256, потому что для трех
основных цветов это составит 16 777 216
вариантов — больше наши глаза не уви
дят, а меньше и не хочется. 256 оттенков
соответствуют 8 битному изображению.
Теперь увеличим яркость картинки
(предположим, что солнце взошло) на
один f стоп (одну ступень экспозиции) —
это значит, что света станет в два раза
больше. При этом число воспринимае
мых тональностей также увеличится в
два раза и станет равным 512. Продол
жим увеличение экспозиции f ступенчато
до тех пор, пока не достигнем числа то
нальностей 4096 — это будет соответ
ствовать четырем f стопам (величина ди
намического диапазона измеряется
именно f стопами) или 12 битному изоб
ражению. Еще увеличив яркость на два
f стопа (все это у нас скорее виртуаль
ный эксперимент), мы достигнем 14 бит
ного изображения и планки в шесть
f стопов. Очевидно, что увеличение бит
ности изображения с 12 до 14 привело к
росту динамического диапазона с 4 до 6
f стопов, то есть на 40%. Это то увеличе
ние, на которое аппарат способен на
уровне «железа». Все остальное —
ухищрения программистов.
RAW изображение без обработки — на нем мало что вид
но. Чтобы сделать изображение нормальным, необходи
мо к нему дополнительно применить тональную коррек
цию
Тональная коррекция осветляет изображение и проявляет
на нем детали. Общее качество снимка становится более
удовлетворительным
Нестандартная тональная кривая позволяет более полно
выявить особенности конкретного снимка проработкой
светов и теней. Хотя, на первый взгляд, это может ухуд
шить изображение
Photoshop_Ulman_RAW(C)(P).qxd 13.04.2008 20:19 Page 66
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 66 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |