RAW или JPEG. Плюсы и минусы
ЛИКБЕЗ
2008
МАЙ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
69
иначе расхождение в цветах после печати
будет обеспечено и фоторабота испорчена.
В качестве плохого примера можно пред
ставить фотокамеру, которая снимает в
пространстве sRGB (само по себе это не
плохо!), но снимки с нее будут распечатаны
на парочке, допустим, принтеров, один из
которых имеет более широкое цветовое
пространство, а другой — более узкое отно
сительно камеры.
В случае более широкого пространства
вывода, ограниченное число цветов фото
аппарата будет распространено по более
широкому пространству принтера. Это уве
личит диапазон между оттенками и может
вызвать постеризацию изображения. Если
цветовое пространство нашего условного
принтера уже, чем у фотоаппарата, то часть
цветов при выводе будет просто потеряна
или изменена так, чтобы свести к миниму
му ошибку квантизации. В любом случае,
несоответствие цветовых пространств при
ведет к ухудшению результата.
Как ведет себя RAW. Ему не определено
цветовое пространство. Это произойдет
только во время конвертации — тут то и
кроется гибкость RAW формата. Фотограф
может сам выбрать то цветовое простран
ство, которое в большей степени будет со
ответствовать предполагаемому устройству
вывода, а то и вообще сделать для каждого
устройства свой вариант цветового прост
ранства файла изображения.
В случае JPEG цветовое пространство
назначается камерой и вживляется в файл
изображения. Если его (пространство) по
надобится изменить позже, то без потери
качества не обойтись: файлы JPEG будут
делать это с 8 битным изображением. На
самом деле, программа редактирования
изображения может преобразовать 8 бит
файла JPEG в 12 для операции цветного
преобразования, и затем назад, в 8 бит.
Иногда это помогает, но все же не так хоро
шо, как в случае RAW/TIFF из за проблемы
квантизации. Файлы формата TIFF, изго
товленные из RAW, подвергнутся преобра
зованию цветового пространства с 12 бита
ми данных — это и уменьшит падение каче
ства картинки, которое все же возможно
для TIFF файлов.
В перспективе не исключается возмож
ность создания новых цветовых прост
ранств, и поскольку RAW ни к одному суще
ствующему пространству не привязан, то он
легко адаптируется и к любому новому.
Накопление повреждений
Каждая операция над изображением по от
дельности может несущественно повлиять
на его качество. Поэтому порой бывает
просто невозможно оценить воздействие на
конечный результат какого то конкретного
действия. Однако в случае с JPEG таких
операций много, и результат их коллектив
ного «творчества» оказывается достаточно
заметным.
Посмотрим на конкретном примере. Возь
мем снимок, сделанный в режиме RAW +
JPEG, то есть одновременно в двух форма
тах. На выходе мы получили «сырой» RAW
файл, который конвертировали в JPEG
формат как есть, без каких либо дополни
тельных действий в конвертере. И JPEG
файл, который к такому виду был преобра
зован внутри фотокамеры ее программным
обеспечением. Для идентичности воздей
ствия инструментов Photoshop оба изобра
жения были помещены в разные слои, к ко
торым применили Curves — инструмент,
достаточно часто используемый для кор
рекции снимков.
Это, так сказать, впечатление «в целом».
А что же происходит в деталях. Увеличим
наши примеры до 700%.
Вот уже наглядно разошлось качество
JPEG и RAW файлов. Если хроматические
аберрации достаточно легко убираются в
RAW конвертере (мы сейчас это не делали
сознательно), то JPEG артефакты мы полу
чаем на руки готовенькими и необратимо
вмонтированными в картинку. А что с ними
произойдет при дальнейшей обработке…
например, увеличении резкости. Применим
к обеим картинкам фильтр Unsharp Mask с
одинаковыми параметрами: Amount = 80%,
Raduis = 1, Threshold = 0. Увеличение про
смотра — 1600%.
Расположение двух изображений в разных слоях и при
менение одного корректирующего слоя обеспечивает
идентичность его воздействия на каждое изображение.
Изгиб тональной кривой не очень сильный — задача бы
ла немного осветлить картинку
А вот это интересно! JPEG квадратики отсутствуют, но
зато мы видим хроматическую аберрацию объектива, ко
торую RAW файл бережно сохранил, в отличие от алго
ритма JPEG обработки
Та же самая кривая применительно к RAW файлу дает го
раздо более мягкое изображение с лучшей проработкой
деталей в тенях
Так выглядит JPEG изображение после тональной кор
ректировки. Не слишком привлекательны глубокие тени
на раме, да и на шторах контраст, пожалуй, слишком
велик
Даже нет необходимости указывать стрелками на дефек
ты изображения — их очевидность бесспорна. И попытки
их удалить приведут только к дальнейшему ухудшению
картинки
С нашей стороны здесь не было никакого увеличения
резкости. Те артефакты, что видны, целиком на совести
алгоритма сжатия самого фотоаппарата, включая прочие
операции по созданию JPEG файла
Photoshop_Ulman_RAW(C)(P).qxd 13.04.2008 20:19 Page 69
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 69 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |