ЛИКБЕЗ
RAW или JPEG. Плюсы и минусы
70 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
Недостатки RAW
Если бы их не было, то RAW формат был
бы абсолютно идеальным, что в принципе
недостижимо и неосуществимо. И сейчас
самый подходящий момент, чтобы с ними
познакомиться.
Долгая обработка
Многих пугает то, что при съемке в RAW им
придется тратить значительно больше вре
мени на обработку снимков. Это верно
лишь отчасти. Здесь стоит задуматься — на
что вы вообще тратите время при обработ
ке фотографий. Если с JPEG файлом из
фотоаппарата вы сразу идете в фотолабо
раторию или подключаете камеру прямо к
принтеру, и ни за что не откажетесь от это
го, то RAW — точно не для вас. Если вы все
же как то корректируете свои снимки, то та
кие вещи, как пакетная обработка в конвер
тере и заранее настроенный в нем профиль
под ваш фотоаппарат, автоматизируют про
цесс конвертации. Пусть на это и нужно ка
кое то время, но вы можете потратить его
на себя, а компьютер пусть работает без
вашего участия. Для творческих натур хоро
ший конвертер с большим количеством
настроек возьмет на себя до половины вре
мени, которое фотограф собирался потра
тить в Photoshop. Впрочем, в этом случае
вам, как истинному художнику, просто не
придет в голову жаловаться на затраты
времени.
Сложность обработки
В случае с RAW конвертером сложность
кончается там, где начинается понимание
своих действий. Любой, самый наворочен
ный конвертер гораздо проще Photoshop,
и если вы уж замахнулись на постижение
адобовского гиганта, то не приложить не
много усилий к изучению RAW конверте
ра — скорее поблажка собственной лени.
В сущности, этот пункт в перечне недостат
ков самый условный.
Большой объем
Да, размер RAW файла — это объективная
реальность, которая заставляет с собой
считаться. На сегодняшний день, пожалуй,
рекордсменами в этой области остаются
зеркальные камеры Fuji с их 25 мегабайт
ными «сырыми» файлами. Единственное,
что утешает в такой ситуации, — заметное
падение цен на карты памяти.
Какой размер карты памяти нужен.
Здесь понадобится небольшой личный
опыт. Например, я знаю, что на съемку
свадьбы трачу кадров 600. Неделя отпуска
в чужой стране уложится в 500–700 сним
ков. Зная размер RAW файла своего фото
аппарата, можно легко сосчитать пример
ный объем нужной флэш памяти, если об
ходиться без внешнего накопителя.
Для конкретной нестудийной фотосессии
комфортно себя чувствую, если на карту
влезает не менее 60–80 снимков… Но все
эти цифры каждый для себя должен «вы
страдать» лично.
Также практика показала, что лучше
иметь две карты памяти, чем одну, равную
им по емкости. Во первых, это безопаснее
для сохранности данных. Во вторых, был
случай, когда во время съемки репортажа
я просто заменил заполненную карту на
пустую, пока мой коллега сгружал снимки
на накопитель, пропуская сюжеты. Тут я
окончательно убедился в правильности
многокарточной стратегии, хотя по деньгам
она несколько дороже.
Несовместимость
В настоящее время RAW форматы от раз
ных производителей не совместимы друг с
другом. Гораздо хуже, однако, то, что посто
янно выпускаются новые фотокамеры,
RAW файлы которых старые версии кон
вертеров не понимают. Это вынуждает фо
тографа, купившего новую камеру, поку
пать и новую версию конвертера, или же
полностью менять его вместе со своими на
выками работы. Конечно, отечественные
пользователи не в полной мере ощущают
это неудобство в силу особенностей нацио
нальной охоты на программное обеспече
ние, но в цивилизованном мире фотогра
фам остается только надеяться на появле
ние каких то более универсальных форма
тов или программ. Фирма Adobe первой де
лает шаги по этому пути, внедряя формат
DNG.
Итак, нужен ли вам RAW.
Однозначно его можно рекомендовать тем,
кто любит подстраховываться от всяких не
ожиданностей и готов ради этого пожертво
вать некоторым количеством времени и
объемом флэш памяти. Если нет уверен
ности, что все параметры съемки выставле
ны настолько правильно, что JPEG почти не
потребует корректировки, или просто нет
возможности эти параметры задать в силу
быстро меняющихся условий съемки, — тут
тоже RAW окажется незаменим. Также он
хорош для хранения архива фотографий.
О размерах такого архива при нынешних
ценах на CD и DVD диски говорить просто
смешно, и никогда не знаешь заранее, ког
да захочется вернуться к тому или иному
снимку и сделать с ним что то такое, что
еще не делал, но это может позволить
именно RAW формат.
JPEG же подойдет для уверенных в сво
ем мастерстве фотографов (только не сто
ит думать, что съемка в JPEG — это сим
вол вашей крутизны!), для стабильных ус
ловий съемки, для тестовых и информаци
онных кадров, на которые память камеры
тратить жалко, а все, что надо, и так уви
деть можно. Также возможен вариант, ког
да JPEG снимки у фотоаппарата получают
ся лучше, чем у тандема фотограф + кон
вертер.
Некоторые камеры имеют режим одно
временной съемки в RAW и JPEG. Тут у фо
тографа появляется возможность сразу
отобрать для печати JPEG кадры, не требу
ющие корректировки, а остальные снимки
получить из RAW кадров. Но за это придет
ся заплатить объемом памяти.
В итоге… нет готового совета. Зато
теперь у вас есть достаточно подроб
ная информация о RAW формате,
есть (или будут) данные о вашем
подходе к процессу фотосъемки —
и делайте выводы, которые вам при
ятнее. Успехов в творчестве!
Игорь УЛЬМАН
На тех же самых местах дефектов вообще не видно!
Правда, хроматическая аберрация стала заметнее, но мы
же ее удалим при конвертации, не правда ли. В следую
щий раз
«В случае с RAW конвертером сложность
кончается там, где начинается понимание своих
действий»
Photoshop_Ulman_RAW(C)(P).qxd 13.04.2008 20:20 Page 70
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 70 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |