Евгений Козловский
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
крепкие, короткие лозы, которые, хотя и сле
дуют метру столбиков, — каждая в своем
роде отклоняется от него, — добавляют кар
тинке свинга, который по праву вошел в на
звание и о котором мы поговорим, отдельно
и коротко, в самом конце.
В первом, «горбушечном», из нижних
снимков, метр, как вы сами уже понимаете,
жестко (и тоже — как то под углом, что инте
реснее, чем если бы они стояли строго вер
тикально, — ибо тут сам метр уже включает
в себя своей неустойчивостью элемент рит
ма) задан узкими рекламными щитами, а
живой народ, смыслово и изобразительно
тесно с ними связанный, пытается, но не мо
жет его нарушить.
Следующий снимок представляет поле
для гольфа в подмосковном Country Club'е.
Метр — это в первую очередь (потому что
сами деревья тоже довольно метричны) по
лосы света и тени от окружающих лужайку
деревьев. Ритм — это их разноразмерность.
А замечаемые внимательным глазом гольф
мячики, разбросанные по поверхности лу
жайки тут и там, нарушают метр еще на
хальнее, однако перебить его не способны и
потому — тоже создают ритм. Кстати будет
заметить: не будь и тут антиметрической,
вольной, живого ландшафта поверхности
лужайки — вряд ли деревьям и солнцу, од
ним, удалось бы создать столь живой и
пульсирующий ритм.
Ну и, наконец, последний, загадочный,
снимок, который отделяет от простой фикса
ции одинаковых геометрических фигур, о ко
торой я написал чуть выше, — совсем вроде
бы немногое. Чтобы снять налет загадочнос
ти, которая в нашем сегодняшнем разговоре
не принципиальна, расскажу для начала, что
на нем изображено. Это — фрагмент деко
ративной стены, сооруженной в аэропорту
Цюриха. Стена состоит из слепленных вое
дино тоненьких трубочек диаметром — по
памяти — миллиметра два или три, и, когда
идешь вдоль нее, она кажется непроницае
мой для глаза везде, кроме крохотного пя
тачка, на котором твой взгляд строго стене
перпендикулярен. Так и идет за вами ма
ленький островок зрительной проницаемос
ти, сквозь который проглядывает то, что за
стеной (а за стеной там просто напросто ог
мата и подсознания — на этот вопрос, бо
юсь, уже никто ответить не сможет.
Итак, во всех четырех снимках текущей
«Записки» главным действующим лицом
выступает, безусловно, ритм. Вещь, вообще
говоря, несколько для статического искусства
странная: обычно само это понятие появляет
ся в искусствах динамических — музыке, ки
но, ибо зависит от времени. В фотографии
же время, как правило, застывает. Однако,
наверное, не совсем, ибо ритм в некоторых
снимках ощущается прямо таки кожей.
Чтобы разобраться с загадкой, давайте
посмотрим для начала на само определение
ритма, взятое из Википедии. «Ритм, метр и
темп — понятия разные. Метр задает коор
динатную сетку из сильных и слабых долей
с одинаковыми расстояниями между доля
ми. Ее можно представить как миллимет
ровку… Ритм в теории музыки — соотноше
ния длительностей звуков (нот) в их после
довательности… По линиям сетки можно ри
совать ритмические фигуры из отрезков
разной длины (ноты различной длительнос
ти). Фигуры мог ут быть совершенно разные,
но все они будут опираться на линии этой
сетки…» И попытаемся перевести на фото
графию. Итак, во первых, чтобы фигуры
могли отступать от сетки, нужно для начала
ее задать. В музыке это делается сравни
тельно просто: метрономом, притопыванием
ноги, жестами дирижера, а композитор —
тот просто проставляет метр в начале пер
вой же нотной строчки. В фотографии метр
приходится задавать самому и тут же, на
том же пространстве, рисовать фигуры, от
него отступающие. Иначе не будет никакого
ритма, а просто — скучно повторяющиеся
геометрические объекты: квадраты, круги,
параллельные линии. Их в реальной жизни
не так уж много, однако они встречаются и
зачастую привлекают глаз фотографа. Но…
если в метр не внесены отклонения, снимки
оказываются… неинтересными. Никакими.
Уловить же в метрической реальности
ритм — это уже почти верная победа. На
заглавном снимке «Записки», где изображе
ны виноградники неподалеку от Рейна, в ок
рестностях Баден Бадена, в пасмурный ве
сенний день, метр задается перпендикуляр
но врытыми в землю бетонными виноград
ными столбиками подпорками, а ритм —
холмистым ландшафтом, который придает
группам столбиков разнонаправленность.
Он же, ландшафт, при изначально присут
ствующем в снимке метре, меняет ракурс
последнего на площади единственного
снимка. А хорошо видные на первом плане
ромное окно, выходящее на летное поле).
Итак, диаметр и длина трубок рассчитаны
таким хитрым образом, чтобы при скосе
взгляда на определенный, очень небольшой
(градуса три четыре) угол, он упирается во
внутренние их стенки. И — при тех фотогра
фических параметрах, которые (конечно
же — интуитивно) я выбрал для съемки, —
при совершенно жестко заданном метре ок
ружностей, без остатка покрывающих весь
кадр, перемена глубины взгляда внутрь тру
бочек по мере отдаления от центра создала
совершенно, на мой вкус, завораживающий
ритм. Не то центробежный, не то центростре
мительный: кто как посмотрит. Не могу ска
зать точно, не говорит ли во мне практичес
кая память об эффекте этой стены, — но,
глядя на эту фотографию, не могу отделать
ся от ощущения, что картинка находится в
постоянном движении.
Так что, завершая «Записку», осмелюсь
поделиться одним своим наблюдением и од
ним предположением. Наблюдение: далеко
не все интересные фотографии основыва
ются на ритме, но редко в какой из них его
невозможно при пристальном внимании уло
вить. Предположение: ритм в фотографии —
едва ли не единственный прием, способный
перевести ее из разряда искусств статиче
ских в разряд динамических.
И напоследок обещанное: о свинге. Чело
век своего поколения, больше другой музы
ки я люблю джаз. И в первую очередь за то,
что главное в нем — именно отклонение от
метра, такое обязательное, что самому ему
уже впору становиться метром. Одна из
главных примет джаза — это так называе
мый свинг, раскачка. Ну, или, как я ее ощу
щаю, — некоторая оттяжка. Когда ударная
нота попадает непременно не на линию мет
ра, а чуть ближе ее или чуть дальше. Снова
обратимся к Википедии: «свинг (англ. swing —
покачивание) — джазовый ритмический ри
сунок, при котором первая из каждой пары
играемых нот продлевается, а вторая — со
кращается».
Впрочем, мне кажется, что определение
Википедии несколько огрублено, что свинг —
шире. Во всяком случае, сегодня я писал
именно о нем.
Евгений КОЗЛОВСКИЙ
ekozl@ekozl.ru
«Далеко не все интересные фотографии
основываются на ритме»
2008
ИЮНЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
31
#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 16.05.2008 20:52 Page 31
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 64 (Июнь 2008) | Страница 31 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |