Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
ФОТОШКОЛА
Э
та штука есть во всех фото , кино
и даже видеоаппаратах. Она есть
в микроскопах и куче других оптиче
ских приборов. Ее однофамилец есть в жи
воте каждого читателя.
Это диафрагма. И в животе, и в объективе
у нее назначение одно: регулировать «боль
ше — меньше». Не мог у судить о животе, я
не физиолог, но изменение диафрагмы в
объективе ведет к таким переменам в полу
чаемой картинке, которые справедливо бу
дет назвать принципиальными. Т. е.
действительно огромными. В одних
конструкциях максимально разработаны од
ни возможно сти этих изменений, в других —
другие, в третьих — приняты меры к мини
мизации последствий этой регулировки для
изображения. А самое главное — если ее
нет, она все равно есть.
Сразу прошу прощения у читателей за то,
что не слишком углублюсь в сложности гео
метрической оптики: при желании вы сами
сможете углубить свои знания с помощью
специальной литературы. Настоятельно ре
комендую пользоваться литературой совет
ского периода, когда к редактированию тех
нических книг подходили очень тщательно.
Зачастую на них можно встретить надпись
«Под редакцией профессора Такого то».
Современные издательства чаще всего
этим похвастаться не могут. Переводные
книги и подавно похожи на машинный пере
вод и, как следствие этого, на записки су
масшедшего, который даже с общеприняты
ми терминами обращается сумасшедше.
Вот навскидку пример. В обиход пытаются
ввес ти, не переводя с английского, гламур
ный термин «линза» в смысле «объектив».
Ну как я скажу, что во всех линзах встроена
диафрагма. Образованный фотограф бу
дет смотреть на свои очки и размышлять,
как в эти стекляшки чего то засунули. А ин
тернет в этом смысле еще страшнее. Пом
ню, как студенты потащили в массовом по
рядке один и тот же реферат с сайта Рефе
рат.ру. Думаю, это была диверсия коллеги
преподавателя. Разобрали мы эти рефера
ты. Студенты хохотали совершенно иск
ренне.
Однако, к делу. Любой объектив, будь то
дырочка без стекла с красивым названием
«пинхол», одна линзочка (монокль), две (пе
рископ) или двадцать две (суперзум), имеет
некое светопропускающее отверстие (не пу
тайте с передней линзой), чей максималь
ный размер (именно размер, хотя чаще это
все таки диаметр) определяется заданными
габаритами всего устройства. Отношение
(т. е. дробь) фокусного расстояния к этому
размеру называется максимальным относи
тельным отверстием объектива. Понятно,
что объективом с фокусным расстоянием 50
мм и светосилой 1,4 (что означает, что раз
мер описанного выше отверстия в 1,4 раза
меньше, чем 50 мм) никого особенно не уди
вишь, а вот объектив 1000 мм той же свето
силы впечатлит своим внешним видом так,
что недостатка не почувствуешь. Как думае
те, почему.
Но это не все, на что влияет размер све
топропускающего отверстия. Начнем пере
бирать основное.
Отправной пункт в рассуждениях следую
щий. Точка (допустим, что она существует в
природе) никогда, ни одним объективом не
рисуется точкой. Рисуется кружком, круж
ком с ореолом, веселенькой кляксой, коме
той с хвостиком и пр., и пр. Все эти аберра
ции (искажения) имеют правильные научные
названия, иногда жутковатые, например:
«кома». Вся история расчетов и производ
ства объективов — это борьба с этими абер
рациями или их использование. В общем
случае сложилось так, что восточный вкус
заставляет японцев максимально освобож
дать от аберраций рассчитанные ими объек
тивы, а европейский — немцев — наоборот,
использовать остаточные аберрации с
целью получения т. н. рисунка объектива.
Известно, что Карл Цейс 12 лет рассчиты
вал и проектировал одно из своих изделий.
Думаете, он не умел линзы полировать, что
бы точнее были.
Соответственно, и жесткая граница между
черным и белым полями будет изображена
объективом некой пограничной полосой, по
ширине которой и произойдет переход от
черного поля к белому. И не факт, что плав
но. Таким образом, мечта начинающих фо
тографов об абсолютной резкости абсолют
но утопична. По крайней мере, до тех пор,
пока мы используем системы, основанные
Д
ы
р
ка
и
ка
р
ти
н
ка
Вы даже не думаете, что говорите: «Проще пареной репы».
Попробуйте: а) найти в Москве репу, б) сделать ее пареной.
Герман фон Майер. Из письма автору
В СЕ Ф О ТО: Г Е ННА Д ИЙ Г РИК ОВ
Самая распространенная конструкция межлинзовой
диафрагмы — ирисовая
Одна из конструкций диафрагмы — колпачок, одева
емый на объектив
54 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ИЮНЬ
2008
Портрет девушки, снятый самодельным моноклем,
не оборудованным диафрагмой
#Fotoschool_Grikov(C)(P).qxd 16.05.2008 20:45 Page 54
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 64 (Июнь 2008) | Страница 54Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи