Дырка и картинка
ФОТОШКОЛА
тим. Поэтому внутри какого то припуска все
кружки рассеяния считаются одинаково рез
кими, хотя породившие их точки могут нахо
диться и в 80, и в 90 см от объектива.
У конструкторов объективов существуют
четкие представления о максимально допус
тимом размере кружка рассеяния, при кото
ром мы все еще думаем, что видим точку.
И, соответственно, о том диапазоне расстоя
ний между объективом и матрицей (плен
кой), при которых кружок рассеяния еще не
выходит за эти пределы. Диапазон этих пе
ремещений называется глубиной резкости.
А диапазон перемещений реальных предме
тов «от» и «к» объективу в пространстве
снимаемой сцены, соответствующий глуби
не резкости, называется Глубиной Резко
Изображаемого Пространства (ГРИП). Изоб
ражения всех предметов, расположенных
в нем, воспринимаются нами как резкие.
И глубина резкости, и глубина резко изоб
ражаемого пространства увеличиваются при
уменьшении отверстия диафрагмы (говорят:
«при диафрагмировании») и уменьшаются
при его увеличении (говорят: «при открытии
диафрагмы»). Так же себя ведет и зона пе
рехода «резкость — нерезкость». Однако это
свойство очень сильно зависит от особеннос
тей конкретной конструкции объектива. У не
которых эта зона перехода изначально как
ножом резана, у некоторых же — настолько
широка, что почти незаметна. Я научился ис
пользовать эти свойства своих (принадлежа
щих мне) объективов в целях достижения за
данного художественного результата. Одних
штатников (80 мм) у меня четыре разных,
120 мм объективов — два, 150 мм — тоже
два, 250–300 мм — три, 43–45 мм — два, 65
мм — два совершенно одинаковых, но по ка
кой то причине имеющих разный рисунок.
И это только для среднего формата.
При диафрагмировании аберрации снача
ла уменьшаются, и качество изображения
растет, затем начинают увеличиваться, и ка
чество изображения падает, иногда катаст
рофически. У очень хороших объективов все
это не слишком заметно, а чем объектив ху
же — тем заметнее. У физически больших
объективов эти изменения заметны меньше,
у маленьких — больше. Лично я предпочи
таю обсуждать не качество, а характер изо
бражения. Качественные нормы субъектив
ны и относительны. Заплесневелый сыр —
гадость, сыр «Рокфор» с плесенью вну т
ри — прелесть. Рюмка массандровского
портвейна — прелесть, а ведро этого напит
ка я решусь употребить только для пускания
корабликов или в качестве реквизита. 90 х
60 х 90 — сегодняшняя прелесть, но в преж
ние времена Зевс прельстился Данаей, у ко
торой были совсем другие пропорции (см.
картину Тициана «Даная»).
Увеличение аберраций происходит как
следствие явления дифракции (отклонения
волн света при прохождении ими препят
ствия). Волны разной длины, т. е. цвета, от
клоняются по разному. Дифракция усилива
ется по мере уменьшения отверстия, через
2008
ИЮНЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
57
Эффект дифракции на закрытой диафрагме:
f/8 (вверху) и f/32 (внизу)
Заметно двоение веток слева — сверху над каплей
и внизу — под ней
Изменено фокусное расстояние объектива зума,
и досадный дефект исчез
#Fotoschool_Grikov(C)(P).qxd 16.05.2008 20:46 Page 57
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 64 (Июнь 2008) | Страница 57 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |