Шаг 2
Определяем необходимое для этого значе
ние диафрагмы (путем математических рас
четов, по шкале глубины резкости, методом
тыка, т. е. используя функцию предвари
тельного прикрытия диафрагмы и визуаль
ный контроль).
Шаг 3
Контролируем соответствие положения гра
ниц резко изображаемого пространства за
думанному положению. При необходимости
изменяем их положение перефокусировкой
или изменением значения диафрагмы.
Шаг 4
Контролируем характер изображения (отсут
ствие двоения контуров в зоне нерезкости,
присутствие ожидаемой степени контраст
ности и т. п.). При необходимости изменяем
установки.
Шаг 5
Поскольку размер диафрагмы, помимо все
го прочего, еще и экспозиционный пара
метр, проверяем соответствие необходимой
диафрагмы выдержке (вернее, ожидаемого
от ее применения влияния на изображение)
и всему замыслу.
Например, если выдержка слишком корот
ка (что не даст раскачивающимся на ветру
деревьям слегка размазаться на изображе
нии и передать ощущение сильного вет
ра) — снижаем чувствительность матрицы
или материала, применяем нейтрально се
рый фильтр или их комбинацию, ждем об
лачко на солнышко, приходим завтра. На
графический редактор не надеемся.
Если выдержка слишком длинна (что не
даст «заморозить» движение, зафиксиро
вать явление или попросту неподвижно
удержать фотоаппарат) — увеличиваем
чувствительность матрицы или материала
в разумных пределах, применяем дополни
тельное освещение, штатив или друг ую опо
ру. В графическом редакторе достаточно
просто совместить, например, снятую днем
или со вспышкой летящую стрекозу и ноч
ной пейзаж, хоть из другой страны света.
Шаг 6
Снимаем.
Получилось.
Геннадий ГРИКОВ
Дырка и картинка
ФОТОШКОЛА
Выглядит обычно как затемнение углов
кадра. Кто то говорит: «для драматичности»,
а по мне, так под носом еще не протерли.
Некоторые фирмы, например Hasselblad и
Cosina, выпускают даже специальные нейт
рально серые светофильтры для компенса
ции этих свойств своих объективов, хотя эф
фект виньетирования обычно исчезает при
диафрагмировании. Но диафрагмирование
объектива с неизбежностью закона природы
приводит к увеличению глубины резко изоб
ражаемого пространства, что не всегда
уместно.
Все изложенное выше чрезвычайно умно
и занимательно. А делать то с этим что.
Гордиться знанием в фотоклубе. Или в ра
боте применять.
В работе применять. Ниже приведен алго
ритм (технологическая карта) работы с ди
афрагмой.
Шаг 1
Исходя из замысла и особенностей сни
маемой сцены, определяем нужную нам
глубину резко изображаемого прос тран
с тва.
2008
ИЮНЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
59
Посмотрите на примере этих трех фотографий, как меняется характер изображения от перераспределения границ резко изображаемого пространства (ГРИП) из за небольших
изменений диафрагмы
А на этой работе использование малой глубины резкости позволило безумно красивой Армиде не затмить произве
дение дизайнера Екатерины Вологдиной
#Fotoschool_Grikov(C)(P).qxd 16.05.2008 20:46 Page 59
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 64 (Июнь 2008) | Страница 59 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |