Ч
ТОБЫ ПИТЬ ХОРОШЕЕ ВИНО, ЕГО НАДО ВЫДЕР
ЖАТЬ. Для этого виноделу нужна выдержка. Вы
держка нужна и фотографу, чтобы правильного ос
вещения дождаться, и его фотоаппарату (наверное, мой
русский тоже стал плохой. Сорок лет я эту штуку называл
камерой, и меня все понимали, а теперь народ думает, что
я видео снимаю), чтобы произвести правильную экспози
цию.
о пользе
бытового опыта
Понятие «экспозиция», которое мы с господином фон
Майером безуспешно пытались передать русским, но ли
тературным языком в течение месяца, фрау фон Майер,
присматривая на кухне, сформулировала так: «Майне хер
рен, все очень просто. Если для правильного чесночного
супа мне нужно ведро воды, я и наливаю ведро воды. Тол
ще струйка или тоньше, я наливаю одно ведро воды, за
трачивая на это больше или меньше времени. То же и с
фотографией: если вам нужно ведро света, так и налейте
его. Быстрее или медленнее. Если света будет меньше,
чем нужно, то суп (т. е. фотография. — Г. Г.) получится
слишком густым (пропадут детали в тенях. — Г. Г.), а если
больше, то слишком жидким (пропадут детали в светах,
картинка будет слишком светленькой и водянистой. —
Г. Г.). Вы будете ругать кухарку в обоих случаях».
Дальше мы сами сообразили: диафрагма больше —
струйка света толще — ведро наливается быстрее, т. е.
краник открыт меньшее время — выдержка меньше.
Диафрагма меньше… Продолжите сами.
Краник — это затвор. Затворы бывают разные, сде
ланные из разных материалов и расположенные в разных
местах, в объективе или за ним в камере, двигающиеся в
разных направлениях и издающие шум разной громкости.
Есть и вообще интересные штучки в цифровых компактах:
затвора нет и в помине, а сигнал отпирает запирает какой
нибудь транзистор. В фильмах, где фигурируют стародав
ние фотографы, вы видели затвор в виде крышки объек
тива и слышали «сейчас вылетит птичка». Ныне на птичку
не покупаются даже двухлетние дети — камеры больше не
похожи на скворечники. Этот забавный способ применяют
и сейчас, когда хотят сделать многократную экспозицию
механической пленочной камерой, не обеспеченной про
изводителем такой функцией. С помощью фиксирующего
тросика открывают затвор «навсегда», а отдельные экспо
зиции отрабатывают крышечкой (при условии, что вы
держки достаточно большие и их можно отсечь рукой).
Поскольку в прошлый раз мы условились, что диаф
рагма служит для правильного распределения резкости
в кадре и управления рисунком объектива, то управлять
экспозицией, т. е. обеспечить нужную «засветку» матрицы
или пленки мы можем, открыв на нужное время затвор.
дозированный «брак»
как художественный прием
Все просто. Но тем и отличается искусство светописи
от фотографической регистрации объектов и процессов,
что оно учитывает нюансы, несущественные для фоторе
гистрации, и может себе позволить выкрутасы, невозмож
ные для фоторегистрации.
Возьмем для примера два портрета (см. фото): мое ли
цо с паспорта (автор неизвестен) и портрет Максима Же
лезнякова. Первый предназначен для идентификации лич
Те
р
п
е
н
ь
е
и
т
р
у
д
О фотографической выдержке
…терпенье и выдержка могут произ
водить работу. Вы так и говорите:
выдержка и труд — все перетрут.
Или мой русский плохой.
Герман фон Майер. Из писем автору
Мой паспорт.
Автор фотографии неизвестен
Портрет девушки, снятый самодельным моноклем, не оборудованным диафрагмой
Растворяющийся пешеход. Выдержка 1/10 с.
Снято с рук, локти которых опирались
на чугунный заборчик
Максим Железняков.
Выдержка 1/4 с, снято с рук
ТЕКСТ: ГЕННАДИЙ ГРИКОВ
ФОТОШКОЛА
56 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
ИЮЛЬ АВГУСТ
2008
#Fotoschool_Grikov_M (C)(P).qxd 12.06.2008 12:53 Page 56
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 65 (Июль-август 2008) | Страница 56 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |