начали. Вспомните, посмотрите, найдите в интернете кар
тину Камиля Коро «Порыв ветра» — все колышущиеся вет
ки, волосы и платье персонажа смазаны. А короткой выде
ржкой можно фонтан превратить в красивую, но не живую
хрустальную люстру. Видели такие фото. Значит, приме
няя выдержку разной длительности, мы можем замедлять,
вплоть до полной остановки, или ускорять течение време
ни в изображении. После прыжка с трамплина абсолютно
резкий мотоциклист повешен фотографом в воздухе на
вечно. И никуда не летит. Черепаха на песке смазалась из
за большой выдержки — и будет вечно куда то бежать со
своей черепашьей торопливостью.
технология мизантропов
и архитекторов
Есть одно исключительно интересное применение
больших выдержек. Это так называемая «безлюдная
съемка». Выдержка делается настолько большой, что лю
ди успевают уйти, не запечатлевшись, а экипажи, соответ
ственно, уехать. На одной из выставок я видел фотогра
фию площади в Риме, где среди бела дня была всего одна
повозка, в которую была запряжена задняя часть лошади
без хвоста. Видимо, во время экспонирования повозка
стояла, а лошадка все время меняла положение передней
части корпуса и гоняла мух хвостом. Пример растворяю
щегося пешехода (см. фото) я получил в пасмурный день
на выдержке 1/10 с при ISO 80. А при настоящей безлюд
ной съемке используют механические камеры с пленкой
чрезвычайно низкой чувствительности плюс устанавлива
ют на объектив нейтрально серые светофильтры высокой
кратности — тогда выдержка может измеряться часами.
Метод безлюдной съемки может выручить при интерь
ерной съемке очень больших помещений, когда невозмож
но равномерно осветить снимаемую сцену без того, чтобы
осветительные приборы попали в кадр. Тогда ночью фо
тограф ставит камеру на штатив, открывает затвор, наде
вает черненький халатик и идет по залу, попыхивая ручной
вспышкой и производя тем самым многократное экспони
рование, только не затвором, а светом. Получается очень
хорошо, но при попытке повторить помните — описанный
трюк выполнял специально подготовленный человек.
Пример самой длинной известной мне выдержки —
трое суток (снимали подвал), самой короткой — останов
ленная в полете винтовочная пуля с волнами рассекаемо
го ею воздуха, тоже остановленными.
При съемке на пленк у приходилось помнить несколь
ко неприятностей:
1. При многократной экспозиции, производя вторую и
последующие экспозиции, надо помнить, что зерна броми
да серебра уже активированы первой.
2. Закон пропорциональности при изменениях значе
ний выдержки и диафрагмы для получения одной и той же
экспозиции (его еще называют законом
взаимозаместимости; простейший при
мер — это что 1/60 на f/8 равно 1/30 на
f/11) нарушается при слишком больших
(когда сцена недостаточно освещена) и
слишком коротких (когда сцена освеще
на чрезмерно) выдержках. Промокашка
не всасывает влагу, когда ее слишком
мало, так и пленка не реагирует на не
большое количество света, а при сверх
коротких выдержках не понимает, что это было. Впрочем,
есть способы рассчитать правильную выдержку в этих
неправильных условиях, а для удлинения короткой вы
держки можно применить нейтрально серые фильтры.
одна разница, две разницы,
три разницы
Ну, теперь нам осталось поговорить о некоторых
разницах, как основаниях при выборе выдержек и затво
ров.
РАЗНИЦА МЕЖДУ СМАЗОМ И «ШЕВЕЛЕНКОЙ»
в том, что в первом случае во время экспозиции шевелит
ся объект, а во втором — камера, первый случай — изоб
разительное средство, второй — безусловный брак и вер
нейшее средство утраты общей резкости снимка. «Шеве
ленка» — это когда в сюжете Коро размазываются не
Выдержка 1/1000 с
Выдержка 1/500 с
Выдержка 1/250 с
Весенний, весьма
полноводный ручей.
Съемка производилась
с приоритетом выдержки.
Видно, что камере не всегда
удавалось корректно
отработать экспозицию.
Выдержки я выбирал из
стандартного ряда выдержек
Центральный затвор чаще всего встроен в объектив
и
сменяется вместе с объективом
, шторный —
в камеру, причем не зависит от смены объективов
ФОТОШКОЛА
Терпенье и труд
58 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
ИЮЛЬ АВГУСТ
2008
#Fotoschool_Grikov_M (C)(P).qxd 12.06.2008 12:53 Page 58
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 65 (Июль-август 2008) | Страница 58 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |