только ветви, но и элементы рельефа. Есть эксперимен
тально установленное правило выбора выдержки при
съемке с рук малоформатным 35 мм аппаратом — знаме
натель значения выдержки должен быть равен или больше
фок усного расстояния объектива, т. е. 1/60 с для объекти
ва 50 мм, 1/125 — для 80 и т. п. НЕ верьте этому правилу,
снимая длиннофокусными и сверхширокоугольными объ
ективами. Скорее всего, вы не удержите зеркальную каме
ру с объективом 10 мм на выдержке 1/5–1/10 с и с объек
тивом 300 мм (весом эдак килограмма полтора два) на вы
держке 1/125–1/250 с. «Стабилизатор изображения» —
красиво звучит, но он имеет пределы своих возможностей,
за которыми не обеспечивает отсутствие шевеленки. Раз
бирайтесь со своими стабилизаторами сами, строго инди
видуально, не принимая во внимание опыт товарищей и
тем более рекламные заявления.
Есть, однако, управляемая «шевеленка» — способ
съемки, дающий очень интересные результаты — так
называемая «съемка с проводкой». Просто камера во вре
мя экспозиции продолжает движение за основным объек
том, что требует тренировки. У меня, например, получает
ся относительно плохо. Всяких там мотоциклистов раллис
тов прыгунов, снятых с проводкой, вы, безусловно видели.
А вот такую сценку с гусем — вряд ли (см. фото).
Отличие между центральным и шторным затвором в
том, что центральный затвор полностью открывается при
любом значении выдержки, а шторный потому и называет
ся шторно щелевым, что на коротких выдержках прогоня
ет вдоль кадрового окна узкую щель, открывая окно пол
ностью только на достаточно длинных выдержках (обычно
длиннее 1/125 с, но в разных камерах это может быть и
1/30, и 1/250 с), соответственно, при съемке со вспышкой
на ярком солнце (для подсветки теней, например) вам мо
жет понадобиться супермощная вспышка, а заодно и объ
ект, способный на время экспозиции замереть и не шеве
литься.
ВТОРОЕ ОТЛИЧИЕ.
Центральный затвор чаще всего
встроен в объектив и СМЕНЯЕТСЯ ВМЕСТЕ С ОБЪЕКТИ
ВОМ, шторный — в камеру, причем не зависит от смены
объективов. Дело техническое, но центральные затворы
все будут работать немного по разному, а шторный —
всегда одинаково. У некоторых среднеформатных фото
графов с большим парком оптики с центральными затво
рами это вызывает определенные напряжения.
ТРЕТЬЕ ОТЛИЧИЕ.
Минимальная выдержка цент
рального затвора по техническим причинам ограничена
1/400… 1/500 с, в редких случаях 1/1000 с, в то время как
у шторных — во много раз короче. Столь длинные мини
мальные выдержки постоянно являются препятствием к
работе с малыми глубинами резко изображаемого
пространства (т. е. большими диафрагмами) при ярком
свете. У вас буду т проблемы при съемке белого цветка в
солнечный день на улице с диафрагмой 2,8 при чувстви
тельности ISO 100 — потребуется выдержка 1/1000 с и
короче.
«опыт —
сын ошибок трудных»
Теперь наблюдения. Течение равнинного ручья начи
нает на изображении проявляться смазом на выдержках
1/30 с и короче. При выдержке более 1/8 с вода, скорее
всего, размажется в молочную реку из пейзажей фотобан
ковского типа. Движение листьев от дуновения летнего ве
терка может проявиться на выдержке 1/25 с. Движущийся
поперек направления съемки объект размажется сильнее,
чем движущийся вдоль оси объектива.
Алгоритм выбора выдержки состоит всего из двух
пунктов:
1. Всегда выбираем кратчайшую из всех возможных
выдержек, при которой соблюдается нужная фотографу
глубина резко изображаемого пространства, если только
нет каких то специальных задач.
2. Если есть специальные задачи, то выбираем вы
держку, обеспечивающую, при соблюдении всех прочих
заданных условий (например, правильной экспозиции),
еще и заданную величину смаза (от смаза 0 мм до безлюд
ной съемки).
Выдержка 1/125 с
Выдержка 1/15 с
Выдержка 1/8 с
Выдержка 1/2 с
Выдержка 1/60 с
Выдержка 1/30 с
Э
f/
Терпенье и труд
ФОТОШКОЛА
ИЮЛЬ АВГУСТ
2008
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
59
#Fotoschool_Grikov_M (C)(P).qxd 12.06.2008 12:53 Page 59
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 65 (Июль-август 2008) | Страница 59 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |