2008
СЕНТЯБРЬ
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
11
ИГОРЬ НАРИЖНЫЙ
Фотограф и редактор.
Специализируется на
съемке произведений
искусства, снял более
десяти больших
альбомов.
ИГОРЬ НАРИЖНЫЙ
ВДОХНОВЕНИЕ
Откуда берется
НЕ СОТВОРИ, А НАЙДИ И ОТКРОЙ
Образы роятся вокруг нас всегда, и
нет необходимости их как то выму
чивать или притягивать за уши. Их
надо просто увидеть — сделать шаг в сторо
ну от стандартной точки, подойти к объекту
с неожиданной стороны. Чех Франтишек
Дртикол снимал фантастические компози
ции просто из двух листов ватмана. Это, го
воря напыщенно, сравнимо с трансом шама
на или открытием третьего глаза, если угод
но, но такие экзотические параллели вовсе
необязательны. Это, вообще то, повседнев
ная практика любого художника — живопис
ца, графика, скульптора, а также ученого,
конструктора и т. д. Вполне можно как то в
ней освоиться, и тогда обыденные предме
ты, всякие чашки вилки, будут сами повора
чиваться к вам самой своей выразительной
стороной и кричать: «Сними меня!»
Здесь и сейчас
ДВАЖДЫ В ОДНУ РЕКУ…
Повторов не бывает — каждый сю
жет говорит с вами, как хочет, и ес
ли вы решите отложить съемку на
потом, он уже будет говорить что то другое.
Не обязательно это будет хуже, но — другое.
Отложить съемку — значит не выслушать то,
что он вам хотел сказать сейчас. Так что луч
ше снимать то, к чему ваша жизненная троп
ка привела вас в этот момент — ощущения
утраченных возможностей будет меньше.
Не повторяться
ЛУЧШЕ ОТОРВАТЬСЯ
Если съемка не идет, пытаться пов
торить буквально то, что когда то
получилось, или чужую работу —
по моему опыту, дохлый номер и гарантия
того, что ничего интересного не выйдет, вре
мя будет потрачено впустую, а настроение
испортится. Лучше сделать перерыв или во
обще начать хулиганить, снимая то, что по
первому впечатлению никуда и ни на что не
сгодится, — лишь бы это хулиганство было
самому интересно. Результаты бывают нео
жиданные.
Владеть предметом
ИЗУЧАЙТЕ АППАРАТУРУ
Целенаправленно изучать фотоап
параты имеет смысл, наверное,
только в том случае, если вы собра
лись ими торговать. Но свой инструмент надо
знать более менее хорошо — это поможет из
бежать ошибок и порчи настроения. Напри
мер, при съемке этой серии, когда было тем
но настолько, что и автофокус не работал, и
навестись по матовому стеклу было непрос
то, я по старинке пробовал фокусироваться
«на ощупь»: в ручном режиме доводишь
кольцо фокусировки до упора, обозначающе
го бесконечность, и потом немного сдаешь
назад, чтобы примерно соответствовало рас
стоянию до сюжета (при диафрагме порядка
f/8 это срабатывает). Смотрю — резкости нет.
Оказалось, что мой объектив 24–105/4, кото
рым я до того ночью не снимал, заходит коль
цом фокусировки далеко за отметку беско
нечности, куда то в область мнимых чисел.
Пара сюжетов оказалась загублена.
Надежа и опора
НОСИТЬ ТЯЖЕЛО, НО ПРИДЕТСЯ
Хороший штатив и в особенности
хорошая штативная голова — не
обходимое условие ночной съемки.
Нормальные «ноги» купить несложно, но ес
ли вы сэкономите на голове, их достоинства
будут нейтрализованы. Актуальность этого
усиливается в разы, если вы любите сни
мать вертикальные кадры.
Экспозиция
ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
Благодаря цифре экспозамер при
ночной съемке упростился донель
зя — снял пробный кадр и посмот
рел. Раньше для этого требовались десятки
точечных замеров и сложные расчеты, и все
равно лучше было снять несколько дублей.
В этой серии, поскольку света было мало, ус
танавливались: максимально возможная вы
держка 30 с (тросика не было), необходимая
по сюжету диафрагма (от f/6,3 до f/11), а со
ответствие освещению достигалось измене
нием чувствительности (от 100 до 500 ISO).
Не в лоб
ПОДАЛЬШЕ ОТ ПРЯМОГО СВЕТА
По моему опыту, наличие в кадре
источника яркого света (понятно,
о мелких лампочках на задворках
кадра речи не идет) повышает контраст
настолько, что обработать его невозможно.
Так что лучше искать сюжеты без таких ис
точников. А пасмурная погода, наоборот,
играет на руку фотографу — затянутое ту
чами небо в городе всегда бывает подсве
чено городскими огнями и становится фак
турным.
Серийный фотограф
ДОБЬЕТСЯ БОЛЬШЕГО
Хорошо снимать серии — это уби
рает налет спонтанности и случай
ности, приближая к сути дела.
И заставляет подумать о том, что делаешь, а
это всегда полезно. К тому же серия —
результат совершенно иного масштаба, чем
одиночная фотография.
Как живой
«КРАСОТА — В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО»
Какова на самом деле реальность,
чего она значит — бог весть. А мы
видим то, что нам доступно, исходя
из доступных нам ассоциаций. Поэтому об
разность, по моему, — это сходство. Мне бы
ло интересно снять дом так, чтобы он был
как живой, смотрел на тебя, как человек —
со своим настроением.
Зубрим зады
УЧИТЬСЯ НА СВОИХ СНИМКАХ
Самый лучший, по моему,
способ обучения фотогра
фии — это вдумчивое раз
глядывание своих снимков, удачных и в осо
бенности неудачных. Попробуйте для себя
разобраться, что вам в них нравится и в си
лу чего это получилось, и наоборот — в чем
ошибка тех кадров, которые не вышли. По
мимо понимания науки съемки, это еще и
даст вам возможность развивать свой стиль,
свое направление. А это, по моему, и есть
главная задача фотографа.
Лучший способ обучения фотографии — это
вдумчивое разглядывание своих снимков
1
0
профессиональных советов
10
1
2
4
5
6
7
8
9
3
#Vdohnovenie(C)(P).qxd 15.08.2008 19:46 Page 11
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 66 (Сентябрь 2008) | Страница 11 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |