Э
f
снимкам названий или пояснений — они тогда из графи
ческих произведений хоть отчасти, да переходят в разряд
литературных и в графической своей составляющей неиз
бежно теряют; литературные же приобретения в подоб
ных случаях, как правило, крайне невелики), — для всех
остальных… ну, я даже не знаю, что это такое. Камни…
кирпич… крыша дома… тонкие, но
сильные струйки дождя… Неужели все
таки соседство Этны едва ли не мисти
ческим образом «вулканизирует» ком
позицию. Во всяком случае, внимание
многочисленных зрителей этот снимок
почему то приковывает неизменно:
проверено не раз и на многих. Может быть, по каким ни
будь другим причинам. Не исключаю, но назвать их не
могу. Не могу настолько, что практически уверен: если бы
для меня Этны не было рядом, снимок бы ни за что не по
пал в «Избранное», и те, которым он нравится по не впол
не понятным мне причинам, его просто бы не увидели.
Наверное, можно спорить и о фрагменте лица питер
ской девушки, приведенном в начале колонки: «деталь»
это или «крупный план», — но тут козыри в пользу «дета
ли» куда более, на мой вкус, очевидны: «крупным планом»
следовало снимать разве что глаз (у меня есть несколько
подобных снимков), — заметное же расширение прост
ранства кадра вокруг него превращает его в «деталь порт
рета». Настолько выразительную, что остального не то
чтобы не понадобилось, оно только бы помешало. Впро
чем, и здесь очень трудно отделить мое знание об объекте
от объективного его отображения: я общался с «мо
делью», помнится, часа полтора, она очень меня заинтере
совала, и из доброй полусотни снимков, которые я тогда
сделал, я выбрал именно этот, как самый концентрирован
ный. (Замечу в скобках, что выбрал и еще один, несколько
парадоксальный и заманивающий, но он — явно и не «де
таль», и не «крупный план», потому здесь его не помещаю;
а тех, кого я сумел заинтриговать, отправляю по адресу
http://ekozl.fotki.com/nu/08.html; сходите — не пожалеете.)
Ну и, наконец, последняя из сегодняшних фоток, ко
торую более остальных можно считать «деталью», ибо
для воссоздания окружающего ее сюжета не требуется
почти никаких добавочных знаний: фрагмент лужи на
лесной дорожке. Те, кто бывал на Карельском перешей
ке, думаю, без труда угадают даже географию «детали»,
остальные, даже будучи Ватсонами, а не Холмсами, все
равно почувствуют себя в хвойном лесу после дождя…
И почувствуют, надеюсь, более осязаемо, чем если
бы смотрели на классический пейзаж с соснами и уходя
щей по просеке вдаль дорогой…
2008
СЕНТЯБРЬ
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
29
Пограничный контроль
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ноги —
его главная, если хотите, деталь
, как раз
и делающая его «снимком деталью»
#Obyasnit_zapiska(C)(P).qxd 15.08.2008 19:31 Page 29
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 66 (Сентябрь 2008) | Страница 29 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |