П
о настоящему массово путешествовать мир начал
только на рубеже XIX–XX веков. До этого другие
страны, особенно дальние, видели своими глаза
ми немногие — солдаты, торговцы, паломники. Всем про
чим приходилось принимать на веру их рассказы да еще,
если позволяли средства, листать книги с рисунками о
чужих племенах. О достоверности таких источников мож
но судить хотя бы по русским миниатюрам XVI–XVII ве
ков, где виноград изображен как пучок вербы, воткнутый
в землю, а слон немногим больше собаки и вообще очень
на нее похож.
Неудивительно, что фотография, как только она ста
ла чуть чуть мобильной, оказалась сразу востребована
как источник объективной визуальной информации о кра
ях, в которых зрители побывать и не надеялись. Появи
лись книги с фотоиллюстрациями и, чуть позже, открытки.
В начале ХХ века удаленный от Европы Лаос был ко
лонией Франции. Эта гористая страна с широкими доли
нами вдоль Меконга с XV века называлась Королевством
миллиона слонов и белого зонтика. Многонациональный
аграрный Лаос жил своей жизнью, следуя многовековым
традициям миролюбия и доброжелательности.
Колониальная архитектура, новомодные тогда авто
мобили, ресторанчики a la France и вывески на француз
ском языке частично меняли облик Вьентьяна и Луангпра
банга, но размеренный пульс жизни, пластика неторопли
вых движений, одежда жителей, прежде всего женщин,
оставались традиционными, невзирая на политическ ую
зависимость от европейской державы.
И, конечно, фотографы, работавшие в то время в Ла
осе, стремились запечатлеть не столько новации, сколько
патриархальную жизнь далекой колонии. Поэтому многие
дошедшие до нас снимки носят этнографический харак
тер и часто использовались для печати очень популярных
в те годы почтовых открыток. Понятно, что многие сюже
ты были постановочными, но они не становились от этого
менее интересными для тех, кому почта доставляла по
слания из малоизвестной колонии. И сегодня Лаос столет
ней давности вызывает не меньший интерес.
Фотографируемые юноши и девушки, а тем более
люди пожилые, вряд ли понимали, чего от них хотят эти
белолицые пришельцы с ящиком на трех ногах и зачем их
просят стоять неподвижно, — это можно заметить по вы
ражению лиц и тревожному взгляду многих «моделей».
Но традиционная покладистость лаосцев помогала фо
тографам, и в результате экзотической стране были по
священы сотни открыток. Их издавали сериями, самая
большая из них — «Collection Raguez». Печатавшаяся в
Ханое и посвященная Лаосу серия открыток «Collection R.
Moreau» насчитывала более тысячи сюжетов, множество
почтовых карточек было выпущено и в Сайгоне.
Э
кзотический
Л
аос
на стары
х откры
тках
АРХИВ
54 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2008
ТЕКСТ: ВИКТОР ПЕТРАКОВ
«Клуб кинопутешественников» век назад
Лаосская девушка
#Archive(C)(P).qxd 15.08.2008 19:13 Page 54
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 66 (Сентябрь 2008) | Страница 54 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |