Хотя порой о чень х очется нало жить на себя эдак ую
эпитимью и поснимать х оть полгодика в моно хроме, что
бы намеренно ограничить себя в выразительных сред
ствах для их обос трения. Возмо жно, такая пора еще и
придет, — пока же мне жалко ограничивать себя в инстру
ментарии, так что вс третить меж ду моих снимк ов моно
хромные весьма нелегк о. Но все ж е — возмо жно, и рас
сказом о дву х таких случаях я и х очу колонку завершить.
На мой вкус, одним из проявлений высшей математи
ки монохрома можно считать монохром цветной: когда на
снимке нет цвета, но не потому, что вы намеренно, техни
чески, обрезали его, а потому, что его попрос ту нет в на
туре. (Помню, мы снимали в Эстонии детский фильм по
Линдгрен, «Расмус бродяга», и у режиссера был как раз
такой замысел: чтобы все приютские сцены были сняты
на цвет, но монохромны. Для этого я, ассис тент по рекви
зиту на том фильме, отбирал в цветочном магазине мини
мально подкрашенные цикламены и искал бесцветные
вазочки, а х удожник фильма х одил по лу жайке с пу льве
ризатором и опрыскивал травк у извес ткой.) Заг лавный
снимок нынешней «Записки» как раз и являет собой та
кой вот «цветной монохром». Если вы загрузите его в Фо
тошоп и начнете анализировать цветовые сос тавляющие
любой то чки, вы ниг де не нарветесь на ну ль, однак о на
взгляд — это черно белый снимок. Но стоит его и впрямь
лишить цветов (вариант рядом) — он, вмес те с ними, ли
шается и глубины, и влажнос ти, и, можно сказать, жизни.
Другая сит уация, в к оторой я предпо читаю отказы
ваться от цвета (на сей раз уже убирая его из снимка ре
ально), — это когда цвета на нем занудно неинформатив
ны, как часто бывает в процессе ночных городских съемок.
Весь цвет, который оказывается в кадре, — это, как прави
ло, либо ж елтоватый цвет ламп накаливания или ртутных
фонарей, либо белый цвет ламп люминесцентных. (Для
правильного понимания замечу, что не все съемки ночных
городов обязательно под ходят под так ое определение, —
не все, но, все таки, заметное большинс тво.) Переведя по
добный снимок в монохром, ты избавляешься от, что назы
вается, «цветового занудства» — и снимок сразу начинает
оживать и играть, ибо чем в таких сит уациях меньше цве
товой радости, тем больше — световой, и она начинает де
монстрировать себя во всю силу, освобожденная от отвле
кающе раздражающего цвета.
В таких ситуациях я всегда примеряю к обесцвеченно
му снимку стилизующую, облагораживающую сепию, и ч а
ще всего она приходится впору, как на этом снимке: угол
ке предрождественского Брюсселя под дождем. Для себя
я называю его «Брюссельские привидения».
2008
НОЯБРЬ
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
21
Свет и цвет
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 68 (Ноябрь 2008) | Страница 21 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |