П
редметная съемка включает в себя массу разде
лов, порой не имеющих меж ду собой ничего об
щего, но фотограф, претендующий на звание про
фессионала, прос то обязан чувс твовать себя бо лее ме
нее комфортно в каждом из них. Здесь и съемка всего,
что только можно придумать, для рекламы, и фотографи
рование произведений иск усс тва. Вспомним для приме
ра, как ую часть шедевров нам удалось увидеть своими
глазами, а как ую — в виде репродукций: обычно вторая
часть гораздо бо льше, хотя бы потому, что не всем нам
еще довелось вдоволь побродить по Лувру, Прадо и гале
рее Уффици.
Попробуем рассмотреть основные виды съемки про
изведений искусства — во первых, такие заказы время от
времени пос тупают многим, и совсем не помешает по
учиться на чу жом опыте, перед тем как набивать
собс твенные шишки; во вторых, многие фотографиче
ские приемы, применяющиеся в этой съемке, универсаль
ны, как принципы освещения, и, зная их, можно с успехом
их использовать в любом другом виде съемок. Даже боль
ше — знание того, как применяются разные виды фото
графического обору дования, позво лит при ну жде обой
тись без него, заменяя нехватку подручными средствами.
АППАРАТУРА
Любая серьезная съемка подразумевает зеркальную
камеру (оставим большой и средний форматы совсем уж
матерым профессионалам, к оторые не ну ждаются в на
ших советах). Зеркалка допускает применение разных
объективов и обеспечивает зна чительно лучшее ка чест
во изображ ения, плюс к этому имеет массу по лезных
функций, вроде бо лее гибкой нас тройки баланса белого
и съемки в формате RA W, к оторый вообще то обязате
лен при ответственном подходе к своей работе. С другой
стороны, бедный фотограф, пока еще не нак опивший на
зеркалку (или любитель иск усс тва, снимающий для се
бя), вполне может обойтись и компактом, если будет пом
нить его основные ограничения и с тараться как то их
нейтрализовать. Ограничения эти суть следующие: а) не
идеальное качество изображения (лечится использова
нием минимальной чувс твительности и по возмо ж
ности съемк ой со штатива); б) негарантированный
баланс белого (если нет возмо жности снимать
в RA W — надо про честь еще раз инс трук
цию и на учиться выс тавлять баланс бело
го по лис ту белой бумаги, такая воз
можность ес ть во многих к омпактах);
в) час то ограниченные возмо жности
макросъемки. То ес ть снимать то с
пары сантиметров многие компакты
снимают, но только в самом широ
коугольном положении объектива, а
это приводит к заметному искаж е
нию картинки — она «надувается
пузырем». Тут у ж что ес ть, то ес ть,
и во многих случаях лучше снимать
с меньшей с тепенью «макро», зато
на бо льшем фок усном расс тоянии
(на »узком» конце зума) — так иска
жений получается меньше.
Как видим, ограничения к омпакта
с гре хом попо лам мо жно пережить, но
все таки зеркалка лучше, и при возможнос
ти следует снимать на нее. Объективы в «пред
метке» обычно применяются с фик сированным фок ус
ным расстоянием, т. е. не зумы — спешить обычно не
приходится, можно подойти отойти, а качество изображе
ния они выдают бо лее высокое, с меньшим уровнем ис
кажений. Совершенно не обязательно иметь к учу объек
тивов — вполне можно обойтись двумя: 50 мм (желатель
но макро, он больше подходит для репродукций) и 100 мм
макро, к оторый прос то создан для «предметки». Т акие
объективы есть в линейк е всех брендов, в том числе и у
независимых производителей. Ж елающим сэк ономить
можно посоветовать дешевый (порядка 130–160 долла
ров) и от личный по оптическим харак теристикам макро
объектив 100/3,5, выпускаемый японск ой к омпанией
Cosina под разными марками: Soligor, Vivitar, Phoenix и
т. д., сейчас он включен и в линейк у Pentax под их име
нем, но у же заметно дороже.
Очень помогает штатив — в предметной съемке, ког
да торопиться нек уда, неакк уратное кадрирование и не
продуманную к омпозицию списать не на что, кроме как
на низкую квалификацию фотографа. На качестве изоб
ражения он сказывается только положительно, а при
съемке с пос тоянным светом (галогенками и их совре
менными заменителями) просто неизбежен.
ОСВЕЩЕНИЕ
Но гораздо важнее, чем марка и даже тип фотокаме
ры, в предметной съемке освещение. Оно должно решать
как технические задачи (обеспечить равномерность осве
щения при съемк е картин, отсу тствие неж елательных
бликов и т. д.), так и творческие, формируя объемный и
выразительный образ при съемк е с татуй, литья, всяких
поделок и даже упаковки с пельменями для рекламы или
каталога. Наихудший вариант освещения — испо льзова
ние встроенной вспышки. Его ну жно избегать при малей
шей возможности. При отсутс твии осветительного обору
дования, даж е прос той свет из окна лучше вс троенной
вспышки, и если у вас ес ть штатив, то ок онный свет поз
волит решить многие зада чи, например съемк у мелких
предметов, особенно если вы возьмете тру д освоить не
сложные способы работы с ним (эти способы, кстати, пол
ностью применимы и к любому другому освещению).
Скажем, если свет от окна — прямой, то ес ть прос то лу
чи со лнца бьют в окно, то он мо жет давать блики и у ж
точно создас т г лубокие тени на неосвещенной с тороне
предмета, что то лько в редких случаях терпимо. Мягкий
свет пасмурного неба лучше — он формирует бо лее сла
бые тени, но и они мог ут быть слишк ом темными. Прос
той лист бумаги, поднесенный с теневой стороны, суще
ственно поправит дело. А для смягчения прямого солнеч
ного света можно прикрепить ск отчем к ок онному стеклу
кальку или тонк ую бумаг у, и блики, ск орее всего, ослаб
нут до приемлемого уровня. Т олько надо и в пасмурную
погоду, и при испо льзовании рассеивателя (бумаги) от
дельно проверить баланс белого, лучше всего определив
его по белому лис ту.
Но магистральный путь предметной съемки — это,
конечно, испо льзование осветительного обору дования.
ТЕМА НОМЕРА
«Предметка»
42 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2008
Жетон с эмалью.
Импульсный свет,
софтбокс, само
дельный отража
тель из бумаги
Наиболее востребованные и универсальные объек тивы для
предметной съемки: 100 мм макро и 50 мм макро
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 68 (Ноябрь 2008) | Страница 42 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |