реться тусклыми. Все эти задачи решаются разными спо
собами.
Как появляется блик. Это луч света от осветителя,
упавший на картину, отразившийся от нее и затем попав
ший в объектив. Чтобы его убрать, надо установить осве
титель так, чтобы свет падал на картину под дос таточно
тупым углом и, отразившись, уходил мимо объектива (см.
рис. 1 и 2). Все просто. Правда, если мазки краски на кар
тине рельефные, блики на картине, ск орее всего, бу дут,
как ни заводи осветитель за картину. Ок ончательно их
убрать в особо сло жных случаях может и не по лучиться,
но можно смягчить до приемлемого уровня рассеянным
светом. Этого можно добиться, установив большие зонты
или освещая картину отраженным от потолка светом (для
этого нужно, чтобы потолок был белым, а на пол следует
положить белый отражатель — бо льшой лис т ватмана
или хоть простыню).
Для р авномерного о свещения к артины п ридется
опять вспомнить шк ольный к урс, на этот раз о распреде
лении света. А он распределяется по зак ону обратных
квадратов — то ес ть, если увеличить расс тояние от объ
екта до осветителя в 2 раза, освещеннос ть объек та упа
дет в 4 раза. Особенно это важно при освещении бо ль
ших картин. Если, скаж ем, картина имеет ширину 2 мет
ра, а осветители у вас с тоят по с торонам на расс тоянии
1 метра, то центр картины выйдет вдвое темнее краев.
Практический вывод — относить осветители подальше
от картины и помнить при этом, что если отнес ти их
слишком далек о, то свет мо жет потерять зна чительную
долю мягкости, если вы х отели его смягчить. Т еоретиче
ски картины мо жно освещать и без смягчения света, но
на прак тике так мо жно снимать только живопись совсем
без рельефных мазков, как у старых мастеров. При съем
ке чего то более современного лучше все таки приме
нять зонты. Приятные исключения — акварель, г уашь и
рисунок, где поверхность изображения гладкая.
Теория репродукционной съемки (а именно к ней от
носится съемка картин) совет ует освещать картины в
идеале четырьмя источниками, по углам. Есть даже спе
циальные репродукционные с танки для этого дела, но
они, во первых, позволяют снимать то льк о относитель
но небо льшие картины, во вторых, находятся за преде
лами возможностей рядового фотографа. На прак тике
вполне хватает дву х осветителей с дос таточно больши
ми зонтами — в идеале диаметр зонта до лжен быть
больше высоты картины. Расстояние от осветителя до
края картины до лжно быть как минимум в по лтора два
раза больше ширины картины (в случае применения
зонтов ис точником света ну жно считать рабо чую по
верхнос ть зонта).
РАМЫ И СТЕКЛО
По настоящему, единс твенно правильный способ
съемки картин — без рам, тем бо лее что извлечь по лот
но из рамы обычно гораздо проще, чем каж ется. Однако
на прак тике решение этого вопроса мало зависит от фо
тографа. Если рама не особенно г лубока, то и неприят
ности от нее ограничиваются затененными по лосами в
полсантиметра шириной по краям картины. При попытк е
осветить или уменьшить эти участки вы, скорее всего, по
лучите блик на картине, что гораздо хуже. Чем глубже ра
ма — тем серьезнее проблема, и идеального решения
она в общем то не имеет. Можно попытаться поправить
дело, смягчая освещение, но помогает это порой о чень
мало. Из прак тических способов решения — закрыть на
все это г лаза и прос то откадрировать затененные учас т
ки, уповая на то, что и так час ть изображ ения была зак
рыта рамой, и ничего, а если отрезать от безбрежных по
лотен Шишкина и Айвазовск ого сантиметрик, то еще
ТЕМА НОМЕРА
«Предметка»
44 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2008
Ваза из полупрозрачного стекла. Импульсный свет, софтбокс,
отражатель, сотовая насадка
Рис. 1. Блик есть
Рис. 2. Блика нет
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 68 (Ноябрь 2008) | Страница 44 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |