ПЛОСКИЕ БЛИКУЮЩИЕ ПОВЕРХНОСТИ
При съемке плоских сильно отражающих поверхнос
тей (недавние монеты хорошей сохраннос ти, медали, се
ребряные блюда подносы, карманные часы и пр.) задача
в отношении блик ов с тоит прямо противопо ложная: по
скольку мы снимаем в как ом то отношении зеркало, то и
получим в кадре то, что в этом зеркале отражается. Прак
тика показывает, что лучше всего пускай отражается
равномерно освещенная белая поверхнос ть. Это мо жет
быть край софтбокса, или лис т бумаги (его еще надо ос
ветить), поднесенный к объек тиву, — в общем, любой
промышленно изготовленный или самодельный отража
тель белого цвета.
Понятно, что если мы будем снимать предмет как по
ложено, с трого перпендик улярно, то самая его середина
(а если предмет маленький, вроде монеты, то и все ос
тальное) будет украшена отраж ением вашего фотоаппа
рата, а если очень повезет, то даже с вашими пальцами
на нем и фрагментом вас лично. Заказчик до лжен очень
вас любить, чтобы сог ласиться на так ой вариант.
К счастью, этого мо жно избежать, снимая немного под
углом (см. рис. 3) и помня про уго л падения отражения.
Конечно, круг лый предмет (монета) при этом перес тает
быть идеально круг лым, но, во первых, в небольших до
зах это незаметно, во вторых, такого рода проблемы лег
ко лечатся в Фотошопе. Этот способ применяется тем
легче, а резу льтат бу дет тем ка чественнее, чем бо лее
длиннофок усным объек тивом вы снимаете. Скаж ем, 50
мм макро на по лнокадровой матрице гарантирует вам
долгие муки, а 100 мм
макро на кропну той
— допускает (не га
рантирует) бы стрый
успех.
По опыт у, освеще
ние блес тящей монеты
или медали только одним источником — описанным вы
ше отражателем — может оказаться не впо лне удачным,
непривлекательным. Каждому вольно искать свои с хемы
освещения; одно из решений, дающее впо лне приемле
мый резу льтат, — освещение медали и софтбок сом
(верхне боковое, которое обеспечивает объем), и отра
жателем у камеры, к оторый дас т проработк у отражаю
щей поверхности (рис. 4). При этом все расстояния в схе
ме (меж ду софтбок сом, отражатем и монетой) имеют
большое значение, и их надо подбирать опытным пу тем.
Есть и другие способы освещения для так ой съемки,
из самых экзотических мо жно назвать освещение моне
ты светом, отраженным от стекла, установленного между
объективом и монетой под углом 45 градусов (рис. 5). Ис
пользовать при так ой с хеме лучше всего направленный
узкий поток света, ус тановив на осветитель шторки или
соты. При всей сло жности с хемы резу льтат, однак о, не
блестящий. Т ут ну жно пробовать и думать, поск ольку
чуть ли не каж дый объек т, если к нему серьезно отно
ситься, в чем то уникален. Старая, затертая монета, осо
бенно медная, снимается у же совершенно по другому —
отражатель для нее не ну жен, ну жен только к осо падаю
щий рассеянный свет, зато о чень важно найти под ходя
щий угол падения этого света — чтобы
он подчеркивал ноздреват ую с трукту
ру старого металла, «лепил» бы объем
и обеспечивал читаемос ть всех надпи
сей и рельефов на монете или медали.
БЛИКУЮЩИЕ ОБЪЕМНЫЕ
ПРЕДМЕТЫ
Вот мы постепенно и дошли до мира объемных объ
ектов съемки. В нем особняк ом стоят предметы с сильно
отражающей поверхнос тью вроде серебряной посу ды,
портсигаров, старинных карманных часов и т. д. В эту ка
тегорию вх одят такж е ювелирные изделия, всевозмо ж
ная косметика парфюмерия в зеркальных флакончиках и
многие бытовые товары (плееры, мобильные телефоны,
фотоаппараты, аудио и видеотехника и прочее) в к орпу
сах из полированного металла или пластика. Поскольку,
как и в случае плоских отражающих предметов, мы сни
маем прак тически зеркало, т. е. не с только сам предмет,
сколько то, что в нем отражается, то ну жно прежде всего
озаботиться этими отраж ениями. Опять таки лучше все
го, если отражаться бу дет белая, равномерно освещен
ная плоскость, — так вы смо жете передать форму пред
мета и обеспечить его чис тую поверхнос ть. Для многих
объектов от личным решением бу дет испо льзование
лайт куба — он обеспечивает равномерное окру жение
объекта белой отражающей поверхнос тью со все х с то
рон. Применение лайт куба имеет свои подводные кам
ни: если его, например, равномерно осветить снару жи со
всех с торон, то ес ть риск, что изображ ение по лучится
слишком «ватным», невыразительным, лишенным объе
ма. Самое прос тое решение в так ом случае — освеще
ние лайт куба то лько с одной с тороны, тог да у вас, при
всем заливающем ка честве освещения вну три него, бу
дет шанс на какой никакой светотеневой рисунок и пере
дачу объема. Как всег да, лучший способ добиться х оро
ших результатов — эксперимент.
Если лайт куба нет и не предвидится, придется со
оружать сис тему отражателей по периметру и сверх у
объекта, что чревато появлением на его поверхнос ти
темных полос там, куда приду тся стыки отражателей или
промежутки меж ду ними. Х орошо еще, если объек т не
весь равномерно заполирован — тогда ес ть шанс помес
тить эти темные полосы на матовые учас тки (рельефный
орнамент, накладки и так далее). Если нет — ос тается
долго и без гарантии успе ха обрабатывать кадр в Фото
шопе.
ТЕМА НОМЕРА
«Предметка»
48 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2008
Серебряный знак
с эмалью, размер
приблизительно 5 см.
Импульсный свет,
сотфбокс, диффузор
и отражатель
При выборе отражателей
нужно иметь в виду
,
что они
понадобятся гораздо большего размера
,
чем сам предмет
Лайт куб незаме
ним при съемке
объемных предме
тов с отражающей
поверхностью
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 68 (Ноябрь 2008) | Страница 48 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |