софтбоксами, ж елательно в небо льшом свет лом поме
щении и внимательно выбирая расположение осветите
лей, а следовательно, и блик ов от них. В одних случаях
лучше бу дет придвину ть софтбок сы ближ е к предмет у,
чтобы блики были больше и тоньше (то ес ть не слишком
яркими, с со хранением фак туры вну три блика), в дру
гих — наоборот, отнес ти осветители подальше или ус та
новить софтбоксы меньшего размера для формирования
небольших резких блик ов. Главное — если на фарфоре
есть роспись, блик у лучше на ней не быть.
Как и при съемке любого объемного предмета, стоит
потратить время на поиск лучшего, самого выразитель
ного ракурса. Невозможно описать, как сильно порой ме
няется впечатление от снимаемого объекта (и в конечном
счете от фотографа) при перемещении камеры букваль
но на пару сантиметров или повороте фарфоровой стату
этки на несколько градусов. Не слишком полагайтесь на
немедленное решение — если нет по лной уверенности в
выбранном рак урсе, сделайте лучше неск олько вариан
тов. При не хватке опыта легче выбирать из готовых кад
ров, и у ж то чно х уже всего — осознавать, что во время
съемки не обратил внимания на как ую то деталь, и те
перь сделанный кадр не годится, а других нет.
СТЕКЛО
Общее правило съемки изделий из прозрачного стек
ла, неважно, цветного или бесцветного, — освещать ну ж
но не сам предмет, а фон за ним. Технически этого можно
добиться с помощью шторок на осветителе или, если их
нет, отсекая нену жный свет любыми подручными сред
ствами, например лис тами картона, чтобы он не попадал
на объек т съемки. Возмо жны световые эффек ты — если
надеть на осветитель соты или спот, можно сформировать
на фоне за объек том светящийся круг, на к отором с текло
будет выглядеть довольно выразительно. Впрочем, все по
добные эффек ты лучше применять обдуманно, а не авто
матически, поск ольку во многих случаях прос тое ровное
освещение может оказаться более подходящим.
В практической работе время от времени приходится
снимать бутылки с бумажными этикетками. Вышеописан
ный способ под ходит для них лишь час тично — этикетка
в этом случае ос тается неосвещенной. Мо жно подсве
тить ее от дельным слабым ис точником, но час то оказы
вается проще решить дело небо льшим отражателем или
двумя, размещенными по обе стороны от бутылки. Так же
решается вопрос и с освещением рельефных изделий из
стекла, когда важно передать и общую форму, и прозрач
ность, и обеспечить читаемость рельефа. Кроме того,
иногда стоит использовать рефлектор и при съемке прос
тых стеклянных объектов, г де он в общем то не обязате
лен, для создания небольших бликов и рефлексов, чтобы
подчеркнуть «стеклянность» объекта.
Совсем другой под ход к освещению ну жен при съем
ке изделий из непрозрачного или малопрозрачного, на
пример, молочного стекла. Их нужно освещать как не
прозрачные объекты, выстраивая схему освещения преж
де всего для выявления формы и красивой подачи объек
та, плюс к тому нужно ус тановить сзади предмета освети
тель с сотами или спотом, свет которого будет пробивать
ся сквозь плотное с текло и создавать красивое свечение.
МРАМОР, КАМЕНЬ, МАТОВЫЙ МЕТАЛЛ
Съемка объемных предметов из непрозра чного и
небликующего материала связана с наименьшим числом
чисто технических проблем и позволяет сосредоточиться
на х удожественной с тороне изображ ения. В ней фото
граф может, наконец, разверну ться во всю свою творче
скую мощь. О важнос ти поиска лучшего рак урса уже пи
салось, но для наибо льшего эффек та ну жно со четать
удачный рак урс с под ходящим освещением. Т ут у ж для
каждого сюжета свои решения, поэтому прос то перечис
лим основные типы возмо жного освещения и нек оторые
принципы его применения.
Освещение мо жет быть заливающим, мягким, или
более к онтрастным и ж естким. Эти свойс тва освещения
достигаются не то лько применением насадок (рассеива
ющих — зонтов, софтбоксов — для мягкого освещения и
простых рефлекторов для ж есткого света), но и соответ
ствующим расположением осветителей. Можно с неболь
шой натяжкой сказать, что действие жесткого и слегка
рассеянного света в случае лобового фронтального осве
щения (когда осветитель находится очень близко от ка
меры) различается не так уж сильно, а в случае бокового
и задне бокового освещения (к огда осветитель нах одит
ся сбок у и немного за объек том) — не различается сов
сем. К осой свет (верхний, бок овой, заднее боковой)
больше всего подчеркивает тек стуру поверхнос ти, выяв
ляя все ее микроскопические неровности, поры, трещины
и т. д., — фронтальное освещение для этого практически
не годится. Источники света малой площади создают бо
лее к онтрастные блики и в целом эффек т более жестко
го освещения; бо льшие софтбок сы, зонты, отраж енный
от потолка или реф лекторов свет дают бо лее спокойное
настроение. Очень большое зна чение имеет с тепень
подсветки теней, причем универсального рецепта не су
ществует — иногда наилучший эффект дают глубокие те
ни (например, при самых рискованных видах освеще
ния — к онтровом и бок овом), иног да, наоборот, лучше
уложить перепад освещеннос ти в светах и тенях на объ
ек те в диапазон одной полутора диафрагм.
В общем, как говорят анг личане, practice makes per
fect — совершенс тво дос тигается прак тикой. Дерзайте,
снимайте, и воздастся вам. И очень скоро выяснится, что
в суг убо ремесленной предметной съемк е ес ть мес то
и для творчества, и для самовыражения.
ТЕМА НОМЕРА
«Предметка»
50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2008
Фарфоровый чайник с росписью. Импульсный свет, непрямое
освещение от двух больших отражателей
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 68 (Ноябрь 2008) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |