нышко или фонарь: тог да его луч и сам с танет замеча
тельным фоном, и «неправильный» фоновый хаос закро
ет эдаким х удожественным флёром.
Есть как минимум два случая, когда фон оказывает
ся размытым по определению. Первый — это макросъем
ка: практически все, что располагается дальше объекта
на неск олько миллиметров, у ходит в расфок ус (зак оны
оптики!), создавая таким образом по чти абс трактный
фон. Если на нем нет противоречащих к омпозиции сним
ка световых или цветовых пятен — он, как минимум, не
помешает, однако сдвиг объек тива вправо влево или да
же нек оторое вмешательс тво в природу смог ут сделать
этот абстрактный фон более или менее х удожественным
и соответс твующим объек ту.
Другой же случай — портрет, и применительно к нему
законы оптики не столь жестоки. Все учебники рекоменду
ют делать портрет с помощью сравнительно длиннофокус
ной, «портретной» оптики (что то между 85 и 130 милли
метрами в пересчете на по лный кадр) и с мак симально
открытой диафрагмой (сколько позволит к ошелек). С од
ной стороны — это, конечно, штамп, с другой — простое
техническое правило, нарушить к оторое — с ясным пони
манием «зачем» — имеет право каж дый дерзающий.
Понятное дело, что оторвать лицо от фона зна чит
сконцентрировать на нем внимание зрителя, однак о, ес
ли внимательно просмотреть живописное классическ ое
наследие, мо жно обнару жить в нем и обратный под ход,
когда фон, напротив, детально проработан и добавляет
информацию о человек е. Ну, знаете: знатная тек с тиль
щица на фоне ткацк ого с танка. В любом случае, даж е
над размытым фоном х орошо бы подумать, равно как и
сознательно (или, если угодно, подсознательно) опреде
лить с тепень его нерезк ости, перебрав объек тивы и их
диафрагмы. Наверное, неловко столь продвину тым чита
телям, как читатели «Digital Camera», говорить об э ле
ментарных вещах, однак о у зеркалок ес ть даж е специ
альная кнопочка, которая позволяет увидеть в г лазке ви
доискателя результаты операций с диафрагмой. Сущес т
вуют также и некоторые «цифромыльницы», которые вы
дают на дисплей зависимос ть картинки от величины ди
афрагмы.
Итак, посвятив этим общим рассуждениям добрую
половину колонки, я все таки перехожу к ее соли: «объяс
нению» неск ольких собс твенных снимк ов, г де, на мой
вкус, тема проявляется мак симально ясно.
1. Портрет провинциальной девушки, то лько что пе
реехавшей в Москву. Во всяк ом случае, так этот снимок
воспринимаю я и многие, к то его видел. Фок ус, конечно,
на девушке — со счастливым выражением лица. А в меру
размытый, явно с толичный, поток машин — даж е против
желания зрителя — создает у него это самое, написанное
в начале абзаца, ощущение. По лагаю, что для портрета
давней москвички подошел бы совсем другой, по жалуй,
что не урбанис тический, фон. К онечно, эти рассу ждения
не означают, что автор сперва задумал снимок с такими
вот внутренними связями и ассоциациями, а потом — при
тащил объект на место съемки и выверил дистанцию, фо
кусное расстояние и диафрагму. Все это сошлось сравни
тельно случайно. Не случайно же этот снимок был выбран
автором в его портфолио и в эту колонку.
2. Фрагмент фонтана на главной площади Киева. Тут
и говорить особо не о чем: просто вообразите либо чисто
синий, без облак ов, небесный фон, либо — того х уже —
фон пасмурный. А хуже всего этого получилось бы, попа
ди на фон что нибудь более предметное и менее к осми
ческое, чем небо. Даже сколь угодно размытое. Кстати,
чтобы получить именно этот фон, надо было всего лишь
чуть походить вокруг фонтана и слегка присес ть.
3. Римские Форумы. Здесь объектом выступает обло
мок древней с тены, а фоном — мраморный портик и зна
менитые пинии. На самом деле все, конечно же, наоборот:
главное содержание снимка — это, к онечно, портик и пи
нии, а обломок с тены — безусловно, фон. Слагаемые пе
реставлены местами, а сумма разительно поменялась.
Портик и пинии, снятые как объек т, — с каким угодно к о
личеством развалин стен на заднем плане, — предс тави
ли бы нам — в лучшем случае — одну из с тандартных
римских т уристических открыток. В так ом ж е порядк е и
обломок с тены играет по другому, и пинии с портиком.
Фон становится главным, а объект его только подчеркива
ет. И ну жды нет, что этот самый «фоновый объек т» не
сколько размыт: для знак овой информации о нем зна че
ния это не имеет. Как ник то, наверное, не с танет внима
тельно рассматривать (и по лучать от этого рассмотрения
эстетическое удовольствие) и «передний фон».
4. Последний пример — фотография Star Ferr y на
фоне ос трова Г онконг. Эти паромы за симво лическую
плату (втрое дешевле билета московского метро) катают
публику с ос трова на К оулун (материк) и назад вот у же
больше ста лет. Основаны они англичанами и до сих пор
поддерживаются в первоначальном виде (во всяк ом слу
чае — по внешнос ти). И, вмес те с анг лийским ж е фуни
кулером, дву хэтажными трамвайчиками и красными те
лефонными будками, безусловно, являются ярким штри
хом, напоминающим о британск ой к олонизации, —
штрихом, которым во всем мире почему то едва ли не
гордятся, как минимум — со храняют, вместо того, чтобы
со злобой уничтожить. И вот эта вот сто с лишним летняя
дистанция, эта вот бережно хранящаяся традиция и вы
ражается самым ярким, к оторый я нашел, способом на
фоне небоскребного «задника». Обратите внимание —
без малейшего фрагмента неба. На этом снимк е, в отли
чие от предыдущего, где главный — фон, и первого, где —
объект, — фон абсолютно полноправен с объек том.
В заключение этой по чти учебной к олонки замечу,
что фон в фотографии, на мой взг ляд, не менее мощный
инструмент, чем цвет или к омпозиция, и тот, к то им не
пользуется (или по льзуется бездумно, в автоматическ ом
режиме), как правило, теряет слишк ом много.
2008
ДЕКАБРЬ
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
19
На фоне Пушкина…
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 69 (Декабрь 2008) | Страница 20 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |