Архитектурная фотография как путь к совершенству и мост в иную реальность
В мире, заполненном архитектурным фотографическим глянцем, привлекающем внимание, но сразу же забывающемся, снимки 55-летней Элен Бине резко отличаются сдержанностью, простотой и непередаваемым качеством (а еще тем, что сняты исключительно на пленку). Элен получила от Института Джулиуса Шульмана награду «За совершенство в фотографии». Архитектурная фотография часто несет в себе очень сильное напряжение, потому что пытается очень много передать, говорит Элен Бине. Сама она пытается передать те феномены, которые возникают, потому что здание построено по-особенному.
Элен выросла в Риме, и город оказал на нее огромное влияние. Затем, когда она начинала в фотографии, было много дискуссий об архитектуре (больше, чем новых значительных зданий) и экспериментирования в ней. Затем она познакомилась с Захой Хадид, разрушавшей принятые каноны, «растягивавшей» привычное пространство, усиливавшей динамизм архитектурных объектов, в том числе с помощью искаженной перспективы, острых углов и кривых линий. Ее архитектурный подход оказал мощное влияние на фотографический подход Элен. Заха просила Элен снимать массу ее зданий в процессе постройки, и Элен училась видеть «скелеты» будущих построек, ухватывать их «душу» в нескольких элементах. И сейчас Элен часто снимает ключевые моменты пространства, которые могут пробудить в зрителе всё остальное.
Из коллег, работающих в жанре архитектурной фотографии, Элен вдохновляли Люсьен Эрве и Джудит Тернер. Ее работа очень, очень абстрактна, и осознание возможной степени абстракции в архитектурной фотографии стала для Элен поворотной точкой в творчестве.
Она любит снимать на пленку, потому что вообще любит делать то, что можно потрогать. Потому она сама печатает снимки. Работа руками – это способ мышления. Элен любит ограничения в творческом процессе больше, чем дополнительные возможности. А с пленкой приходится решать всё сразу на месте. Пленочные аппараты – большие и тяжелые, пленка дорогая. Это заставляет выдавать лучшее, что можешь, сразу же. Еще больше ограничений дает съемка в ч/б, которую Элен предпочитает цветной.
Притом Элен не хочет, чтобы ее снимки заменили впечатлений от самих зданий. Она предпочитает создавать молчаливые, абстрактные фотографии, которые создают диалог со зрителем. Фотограф создает собственное пространство – возможно, не совсем то же, но иногда еще более реалистичное. Элен сравнивает это с чтением книги или виденьем сна, где натяжные потолки в Москве, опоры моста в Лондоне или окна ТЦ в Мадриде становятся символами, арабесками, знаками и путем в другую реальность.
Дата публикации: 2015.03.01
Источник: New York Times
|