«Цифровой взгляд»: фотоискусство в век электроники
В художественной галерее Генри (Сиэтл) до 25 сентября открыта выставка «Цифровой взгляд» («The Digital Eye»). Здесь вы не можете доверять фотографу – это и делает выставку такой захватывающей.
Некоторые сюрреалистические фотографические видения здесь созданы без участия какого-либо цифрового «колдовства» – только сложная постановка. Другие, кажущиеся «натуральными», снимки – результат скрытого «надувательства» камеры, которое Вы не заподозрите, разве что Вам об этом сообщат.
Куратор выставки, директор галереи Генри Сильвия Вульф поместила последние достижения фотохудожников компьютерной эры в убедительно глубокий контекст, предварив произведения цифровой фотографии двумя маленькими галереями работ «доцифровой» эпохи. Она вернулась аж в 1856 год, чтобы показать, что в фотографии, даже в пору ее младенчества, всегда был небольшой фокус-покус.
Так, пейзаж Густава Ле Грея «Бриг на воде» с его сияющим небом и тенистым берегом кажется свободным от подобных «фокусов». Но именно эти качества света и тени заставили Ле Грея смонтировать фотографию из двух различных негативов: фотоэмульсии его времени были недостаточно чувствительны, чтобы захватить детали, которые он хотел запечатлеть, и в ярком небе, и на более темном берегу.
С другой стороны, и более старомодные «хитрости камеры-обскуры» иногда помогали добиться потрясающе необычных эффектов, как в «Одиноком жителе столицы» Герберта Байера (1932) – с человеческими глазами, глядящими с ладоней двух поднятых рук.
В цифровой фотографии линия «между снять фотографию и сделать фотографию», как Сильвия Вульф говорит об этом, продолжает размываться. Компьютерные технологии делают очевидно невозможные образы странно правдоподобными, как в «Хелен, бэкстейдж, театр Мерлина (Взгляд)», где сама подпись подтверждает, что «девочки-близнецы», которых мы видим на снимке – это одна и та же девочка. На другом конце спектра – «Хантингтонский ботанический сад, Сан-Марино, Калифорния, пустынный сад с коллекцией суккулентов, подаренной Виржинией Мартин», где масштаб растений взаимно смещен, что, однако, привлекает к себе минимум внимания зрителей.
На протяжении экспозиции диапазон замысла, техники и исполнения постоянно вводит в заблуждение взгляд и расширяет сознание.
Несколько лет назад Сильвия Вульф начала работу над книжной версией «Цифрового взгляда». Возможно, в дальнейшем появится и мобильная версия сайта об этой экспозиции.
«Я предложила эту идею, – рассказала она в одном интервью, – большей частью потому что хотела разобраться, что, собственно, мы понимаем под «цифровым». . . .»
Одноименная книга «Цифровой взгляд: Фотографическое искусство в электронный век» (издательство Prestel, $34. 95) вышла в прошлом году. Но это не каталог выставки, подчеркивает Сильвия Вульф. Это «моментальный снимок» положения, в котором цифровая фотография находилась около 2009 года, когда были сделаны последние иллюстрации в книге.
Выставка в галерее Генри дает намек, как изменилась бы книга сегодня. Она значительно перекрывает книгу и включает несколько великолепных новых фрагментов, которые по-новому освещают особенные свойства «цифрового глаза».
Одна из «звезд» экспозиции, Джейсон Салавон, заходит в фотографических новшествах настолько далеко, что кажется сумевшим вырваться из среды, в которой работает. В «Мужской летящей фигуре, 3158 и 3/4 квадратных дюйма» он создает коллаж из полудюймовых квадратных фрагментов фотографий своего обнаженного тела, располагая их больше по освещенности, чем в соответствии с анатомическим планом.
«Получившийся автопортрет, – объяснил он на своем сайте, – перекомпонован таким образом, чтобы открыть наиболее интимные психические детали, стерев индивидуальную идентичность».
Как Сильвия Вульф сказала в прошлом туре с экспозицией, «фотография – в корне всего, что вы видите здесь. Но всё ли здесь – фотография? Не обязательно».
Многое другое в «Цифровом взгляде», конечно, более строго следует нашему представлению о «фотографии». Но не делает ее сколько-нибудь менее беспокоящей.
«Powerade» (контаминация «власти» и «парада») Джулии Блэкмон из ее серии «Домашние праздники» оставляет неоспоримое ощущение какого-то трюка. Но точно определить, что это за трюк и как он действует в сцене, изображающей совершенно обычное зрелище – ребенка, подбрасывающего каучуковый мячик в саду, трудно. Однако всё здесь слишком четко, слишком точно, будто мальчик вырезан и вставлен «в цифре» в фантастический мир его собственного создания. Здесь Блэкмон и оставляет вас гадать, как она добилась этого эффекта.
Шин Хиггинс, Тодд Симеон и Джон Хэддок играют с образами, глубоко укорененными в нашей памяти, вычленяя из них ключевые элементы и в то же время заботясь, чтобы они были легко опознаваемыми. К примеру, «Игровая доска» Симеона показывает доску для игры в монополию, которая мгновенно опознается в этом качестве, хотя все надписи с нее удалены.
Иногда вместо вычленения художник умножает точки зрения во времени и пространстве, наслаивая их в сложные «откровения». «Небеса свыше (Сиэтл, штат Вашингтон, май 2003)» Кена Фэндела соединяют до невозможности несовместимое множество облаков в один необозримый вид с помощью маленькой птички, пролетающей сквозь них. Это не образ «неба», но фотоэссе без слов о близости художника с небом.
Житель Сиэтла Пол Бергер, сооснователь фотографической программы Вашингтонского университета, раздвигает всё те же границы перспективы своим «PanCam-006» – двумя необычно широкоформатными снимками собаки, бегущей по Магнусон Парку. Последний кажется здесь чистым произведением фотообъектива. Сопоставьте оба снимка – и увидите, что они – части того же 360-градусного, всеохватывающего образа. Фото на самом деле – соединение дюжины фотографий, «без швов» соединенных вместе.
Другие местные фотографы, включая Исаака Лаймана, Криса Джордана и Роя МакМакина, тоже представляют сильные работы.
Вариации того, чем может быть окружающее или что оно может делать, кажутся на выставке безграничными и находящимися в постоянном движении. И коллекционеры Сиэтла, обращает внимание Сильвия Вульф, оказались дальновидными в собирании последних достижений цифровой фотографии. Большая часть представленного в экспозиции «Цифровой взгляд» доставлено из общественных и частных местных коллекций, включая собственную фотографическую коллекцию галереи Генри, собранную Джозефом и Элен Монсен.
Видит ли Сильвия Вульф что-либо настораживающее в мощной демонстрации того, насколько далеко ушла фотография от предназначавшейся ей одно время документалистской роли?
«Надеюсь, нет, – говорит она. – Надеюсь, это больше откровение, чем предостережение. . . Для меня выставка – вообще меньше о фотографии и больше об экспрессии художника, использующего фотографические и цифровые средства». И добавляет: «Мир изменчив. Реальность изменчива. И цифровая фотография показывает это с полной несомненностью».
Майкл Апчерч
Дата публикации: 2011.08.15
Источник: Seattle Times
|