Десять фильмов, которые должен увидеть каждый фотограф
Грег Стотт – фотограф, продюсер и режиссер видео- и документальных фильмов из Торонто. Его фотографии много лет представляет известное стоковое агентство MasterFILE. Среди жанров Грега Стотта – фотосессии о путешествиях и природе, корпоративный фильм, редакционные статьи о фотографии. Он снимает практически на любую тему, кроме еды и моды. Грег Стотт также проводит фотопрактикумы и семинары и выставляется в различных галереях. Статья «Десять фильмов, которые должен увидеть каждый фотограф» написана им во время восстановления после трансплантации костного мозга, сделанной для лечения от редкой формы рака.
Любые «топы» произвольны, и этот тоже. Он исходит из моих вкусов и моего мнения. Не удивлюсь, если кто-то сочтет, что я просмотрел фильмы, которые обязательно должны быть включены в этот список. Я приветствую предложения изменить и дополнить его, но предлагаю определиться с критериями данного списка.
В мой топ-10 фильмы попали не из-за особых спецэффектов, спецоборудования или спецприёмов, характерных для искусства фотографии, а за свою способность визуально вдохновить фотографов. И подобных фильмов – не так много. На мой взгляд, они часто отличаются особым качеством света в первую очередь, а кроме того – композицией и иногда операторскими эффектами. Наиболее вдохновляющие фильмы для фотографов часто имеют сильные и запоминающиеся сцены, глядя на которые, мечтаешь быть там с фотоаппаратом, чтобы захватить некоторые волшебные моменты. Если кино оставляет после просмотра желание идти и снимать – это как раз такое кино, которое может быть включено в мой список фильмов, заслуживающих особого внимания фотографа.
Некоторые из перечисленных фильмов трудно найти. «Конформист», например, по моему опыту, можно найти только по высоким ценам на Amazon.com. Непросто найти и «Подними красный фонарь», хотя владелец местного магазина видео, куда я захожу, сказал, что может заказать его через свои контакты в Гонконге. Если вы хотите добавить рекомендацию или комментарий, вы можете написать мне на stottshot@rogers.com.
Итак, мой топ-10:
Барака (1992)
Непрерывный видеоряд, в который вошли кадры красивейших мест планеты, необычные ритуальные обряды различных племен, съемки жизни в городе и многое другое, содержит по крайней мере несколько десятков сцен, которые любой фотограф хотел бы запечатлеть на «цифру» или пленку. Фильм, вероятно, лучше всего посмотреть несколько раз – слишком много красоты, чтобы впитать за один просмотр. Барака – древнее суфийское слово, которое можно перевести, в частности, как «благословение» или «дар». Фильм – как раз оно и есть для ценителей визуального искусства. Приготовьтесь к вдохновенно.
Барри Линдон (1975)
Ок, у кого здесь есть объектив F0,7? Ну, среди моих знакомых фотографов такого сокровища нет ни у кого. Даже в богато финансируемой киноиндустрии такой чрезвычайный кусок стекла можно встретить очень редко. Не удивлюсь, если в кино он только раз и был использован – режиссером Стэнли Кубриком для съемок затяжных сцен при свечах в «Барри Линдоне». Для них у Кубрика был припасен 50-миллиметровый цейсовский объектив, созданный для НАСА и модифицированный для использования в фотокамерах с помощью адаптера Kollmorgen. Теплый свет свечей создал убедительное живописное полотно, напоминающее Томаса Гейнсборо и других художников той эпохи. «Барри Линдон» получил несколько наград, включая Оскаров за лучшую операторскую работу (покойному Джону Олкотту) и лучшему художнику-постановщику и гран-при Британского общества кинематографистов. Продолжительность фильма – 184 минут. За эти три с небольшим часа я насчитал по меньшей мере 22 сцены, которые хотел бы заснять на фотокамеру. Посмотрев этот фильм, нельзя не вдохновиться на несколько фотопортретов при свечах, возможно, с использованием отражателей для распространения света.
Конформист (1970)
Я посмотрел этот фильм три раза и только тогда оказался в состоянии полностью переварить сложный (некоторые сказали бы разрозненный) сюжет, который вращается вокруг истории амбициозного профессора, происходящей в Италии в конце 1930-х и начале 1940-х годов. Это время, когда Муссолини поднялся к власти и профессор с легкостью объявляет себя фашистом. Его выбор проходит испытания позже, когда он оказывается связан с тайной полицией. Хотя режиссер Бернардо Бертолуччи вряд ли удовлетворит здесь зрителей, которым необходимы традиционные начало, середина и конец (действие совершает прыжки, как я говорил), для меня его обаяние непреодолимо из-за вдохновляющей, смелой кинематографии Витторио Стораро и видения Бертолуччи. Использование света и тени в фильме – одно из самых драматичных, какие я видел. Необычные ракурсы и цветовые фильтры часто повышают визуальное напряжение. Многие сцены из фильма остались со мной до сих пор – такие, как работа стеклоочистителей автомобиля, захлестывающих окна, солнечный свет, проникающий через лес или пугающий интерьер штаб-квартиры Муссолини в стиле арт-деко. Некоторые из этих сцен – одновременно красивые и жуткие, они всегда мощные и часто сюрреалистические. И сегодня, через 35 лет после создания, этот фильм может вдохновлять фотографов выходить за рамки стереотипов для создания композиций, которые бросают вызов общепринятому. Этот фильм – возможно, самый интригующий для фотографов у Бертолуччи, хотя некоторые могли бы назвать еще одну его картину, «Последний император» (также есть в моем списке и, возможно, является более элегантным претендентом на эту честь).
Дни жатвы (1978)
Фотографы часто напоминают, что лучшее время для съемок – «волшебные часы», время на рассвете и закате, когда свет теплый, низкий и льстит предмету фотосъемки. Режиссеры тоже пользуются этой магией часов, но их существенно ограничивают бюджет, сюжет, сложные графики съемок и т. п. Заставить высокооплачиваемых актеров и членов команды простаивать, а снимать один-два часа в день стоило бы целое состояние. Тем не менее, в 1978 году почти исключительно в «магические часы» режиссер Теренс Малик снял замечательный фильм «Дни жатвы». Это окупилось: «Дни жатвы» и их оператор Нестор Альмендрос получили Оскаров за лучшую операторскую работу года. Нестор Альмендрос вскоре после завершения «Дней жатвы» рассказывал: «Теренс Малик сказал мне, что это будет очень визуальное кино, история будет рассказана через визуальные эффекты. Очень немногие режиссеры действительно хотят привлечь приоритетное внимание к изображению. Обычно режиссер отдает приоритет актерам и истории, но здесь история рассказана с помощью образов», «Волшебный час – эвфемизм: это не час, но около 25 минут, не больше. Это момент, когда солнце садится, после захода и до него, свет очень мягкий, в нем действительно есть что-то магическое».
Мечты (1990)
«Мечты» я с некоторым трудом выбрал из фильмов Акиры Куросавы, как самый любимый визуально. Этот режиссер был очень плодовит, имел особый талант к мощной кинематографии, но «Мечты» вспоминаются мне чаще всего. Это восемь короткометражных фильмов, некоторые весьма меланхоличны и все порождены его настоящими мечтами и воспоминаниями. Эти сюрреалистичные, воздушные образы захватывают и поражают.
«Последний император» (1987)
Решив заняться реальной историей Пу И, последнего правителя из 300-летней китайской династии Цин, Бернардо Бертолуччи встал перед огромной проблемой. Охватив период с 1908 по 1967 год, Бертолуччи успешно превратил историю Пу И в убедительный (и трагический) исторический эпос. Одним из самых эффективных инструментов для этого стало использование цвета. Бертолуччи и оператор Витторио Стораро создали очень специфические цветовые палитры, чтобы с их помощью символически укрепить и иллюстрировать настроения, которые создавал фильм. Такое обдуманное и блестящее использование цвета – одна из причин вручения ему множества Оскаров, в том числе за лучшую операторскую работу. Фильм также напоминает всем визуальный художникам о мощной способности цвета влиять на реакцию зрителя.
Подними красный фонарь (1991)
Как и «Последний император», «Подними красный фонарь» дает представление о не столь далекой истории Китая. Разница в том, что «Последний император» создан аутсайдером, Бернардо Бертолуччи, в сотрудничестве с китайским правительством и с его одобрения, а «Подними красный фонарь» режиссировал Чжан Имоу и его никогда не санкционировало китайское правительство. Однако их объединяет сногсшибательные использование цвета. «Подними красный фонарь» – первый китайский фильм, поразивший меня удивительной красотой. Хотя история, рассказанная в фильме – психологически мрачная, яркость множества цветов, используемых в фильме, потрясает и усиливает его эмоциональное содержание. Самый мощный цвет – красный, давший фильму название. Фильм был снят в классической технологии Technicolor, дающей богатство красных и желтых цветов, которого больше нет в американских фильмах. Живые цвета придают фильму чувственности и яркости. Мне этот фильм нравится еще и потому, что, как и «Последний император», отличается захватывающей, изобильной, но притом осторожной работой с цветами. До этого фильма я всегда избегал ярко-красного в собственной работе, он казался мне слишком грубым и доминирующим. «Подними красный фонарь» породил желание время от времени искать и использовать более мощные цвета для достижения максимального эффекта. С Фотошопом и цифровой фотографией наши возможности в этой области значительно увеличились и упростились.
Третий человек (1949)
После таких гимнов использованию цвета отрадно вспомнить, что вышедшее из моды черно-белое также имеет свою магию. Это просто разные магии. И, на мой взгляд, нет лучшей иллюстрации для этого, чем «Третий человек», триллер, который в дополнение к отличной истории, предлагает кинематографию настроения, которая принесла фильму Оскара (и номинацию на три). Я недавно пересматривал этот фильм в четвертый раз после того, как не видел его много лет, и был рад обнаружить, что с той поры эта классика ничего не потеряла. Если это не мой любимый черно-белый фильм, то, конечно, один из них. И я здесь не одинок. Британский киноинститут (The British Film Institute) назвал его британским фильмом номер один 20-го века. Это было первое кино, в котором я увидел, как измененные углы съемки, широкоугольные искажения и малая глубина резкости могут порождать напряжение и саспенс. Однако ничто в этом фильме так не захватывало внимание зрителя, как длинные тени и вообще поразительное использование светотени, которые дают фильму убедительную визуальность и некоторое родство с настоящими ночными кошмарами. Компания Criterion проделала великолепную работу для восстановления этого фильма и, хотя на DVD он стоит дорого, он того стоит. Посмотрите его – и скорее всего, почувствуете желание попробовать себя в черно-белой фотографии. Видения света (1992)
Ок, говоря технически: нет, это не кино. Это документальный фильм о фильмах, охватывающий историю кинематографа, и некоторые из картин, упомянутых здесь, в нем также представлены или обсуждаются. Но – да, здесь много умных голов, и почти все из них занимают зрителя/слушателя и предлагают подлинное понимание, заставляющее воскликнуть «вау, ничего себе!». Мы встречаем здесь таких увлекательных людей, как упомянутые выше Нестор Альмендрос, который дал интервью незадолго до своей безвременной кончины в 1992 году, Витторио Стораро, получивший награды за операторские работы в «Последнем императоре» и «Апокалипсисе сегодня», и многих других кудесников камеры.
Птицы (Winged Migration, 2001)
Я настоящий желторотик сравнительно с создателями этого захватывающего фильма о дикой природе французского режиссера Жака Перрена. Он смог передать зрителю сильное ощущение, как это – летать и парить в небе. Этот вдохновляющий фильм стал одной из причин моего недавнего возвращения к фотографии дикой природы после сосредоточения на других областях для MasterFILE, агентства стоковой фотографии, которое представляет мои работы в течение многих лет. Это может показаться даже наивным. В конце концов, у Перрена, в отличие от меня, был бюджет в миллионы долларов и команда из более 450 человек, использовавшая планеры, воздушные шары, маленькие самолеты, гениально разработанные камеры, чтобы заснять мигрирующие стаи с момента взлета, близко и со всех сторон – в любую погоду и несмотря на опасные ситуации, через 40 стран и семь континентов, на протяжении четырех лет. Однако перечисленные преимущества меня не остановили. Ведь, кроме того, есть великая магия в «обычных» фотографиях птиц и животных. Фильм напоминает о миллионах живых существ, заслуживающих нашего внимания. Миллионы и миллионы долларов тратятся ежегодно на кинематографические спецэффекты, иногда такие поражающие, как во «Властелине колец». Но, на мой взгляд, есть чудеса природы, которые затмевают любые спецэффекты, какие только могут придумать люди.
Захватить с помощью объектива дикую природу нелегко (я-то знаю, о чем говорю), однако некоторым фотографам, обладающим изрядными умом и настойчивостью, таким, как Франц Лантинг и Джим Бранденбург, удается достичь этого. Потенциал таких фильмов, как «Птицы», может вдохновлять как кинематографистов, так и фотографов на поиск новых путей для того, чтобы запечатлеть великолепие природы или просто проявить упорство в стремлении передать чудеса природы с помощью фотографии. А еще – новички, не расстраивайтесь обескураживающими результатами, помните, что в «Птицы» вошла только одна 225-я отснятого материала. Фильм также побудил меня к разработке средств съемки водоплавающих птиц, для чего сейчас я пользуюсь своим массивным 500-миллиметровым Canon с объективом F4 и снимаю с байдарки.
Дата публикации: 2011.03.15
Источник: Luminous Landscape
|