Девочка с «напалмового фото» через 40 лет встретилась со спасшими ее фотографами
Это леденящее кровь фото стало символом ужасов вьетнамской войны и в конечном итоге помогло остановить ее. А снявшие его фотографы спасли жизнь Ким Фук, которой было только 9 лет, когда 8 июня 1972 ее деревню атаковали самолеты армии Южного Вьетнама.
Ким Фук, сейчас живущая около Торонто с семьей, встретилась с теми, кто спас ее на 40-летнем юбилее фотографии, ставшей хрестоматийной. Среди приглашенных на юбилей был фотограф Ассошиэйтед Пресс Ник Ут, снявший фото, и другие журналисты, доктора и медсестры, которые оказали ей помощь и лечили ее раны.
Ут, которому тогда был 21 год, услышал крики Ким Фук, когда она бежала по дороге из горящей деревни, и снял фото, ставшее известным по всему миру.
Вьетнамский фотограф отвез тяжело обожженную девочку в маленький госпиталь, где ему сказали, что ожоги слишком тяжелые, чтобы надеяться, что Ким выживет. Он с помощью своего американского пресс-бейджа настоял, чтобы доктора взялись за лечение девочки и покинул госпиталь не ранее, чем убедился, что о ней хорошо позаботятся.
Ут рассказал, что плакал, когда увидел ее бегущей. Если бы он не смог ей помочь и она бы умерла, он бы покончил с собой, признался фотограф. Он хорошо понимал, что этот снимок отличается от других, а ветеран-фоторедактор Хорст Фаас сразу сказал, что оно станет одной из самых иконографических фотографий Вьетнамской войны.
«Оно изменило войну. Я встречал многих американских солдат, говоривших: Ники, благодаря твоему фото я попал домой раньше».
На этом снимке, получившем Пулитцеровскую премию, дети с криком бегут из горящей вьетнамской деревни. Маленькая девочка в центре снимка, Ким, обнажена и кричит: ее одежда и кожа сожжены напалмом.
Через несколько дней после того, как снимок шокировал весь мир, несколько британских журналистов, среди которых был Кристофер Уэйн, корреспондент British Independent Television Network, давший Ким свою флягу и обливший ее сожженную спину, боролись за то, чтобы девочку перевели в американский госпиталь в Сайгоне. Только он имел оборудование, с помощью которого можно было лечить ее тяжелые раны.
«Когда мы определили ее в британский госпиталь, в нем процветала антисанитария, – рассказывал Уэйн. – Я спрашивал сестер, как она, сестра осмотрела ее и сказала, что девочка умрет завтра или, возможно, не доживет до утра. Было ясно, что ситуация критическая». В британском госпитале знали, чем лечить бронхит, но не имели опыта лечения таких страшных ожогов.
Медсестра Марта Арсено, лечившая Ким в американском госпитале, говорит, что никто там не верил, что она поправится – так страшно она была обожжена.
Уэйн говорит, что до сих пор беспокоится о Ким – след этих ужасных событий должен был остаться в ней на всю жизнь. Фото он считает одним из самых иконографических военных снимков всех времен.
Дата публикации: 2012.07.05
Источник: The Atlanta Journal-Constitution
|