Домашняя фотостудия начального уровня: ничего страшного и разорительного
Мысль об устройстве домашней фотостудии с профессиональным освещением кажется пугающей. Расслабьтесь: светооборудование для портретов становится всё дешевле и проще в использовании, и дом, легким движением превращаемый в фотостудию, не перестает быть домом.
Красота идеи домашней фотостудии, особенно в работе с портретами – в том, что она дает возможность контролировать источник освещения, дает свободу решений, какие студийные аксессуары нужны и где их расположить. И то, какое оборудование купить и сколько на него потратить, зависит исключительно от вас. Вы можете преуспеть с большим пенопластовым щитом в качестве рефлектора или раскошелиться на софтбокс длиною в жизнь.
Допустим, вы бы хотели сэкономить деньги. Отличным началом может стать приобретение простого набора из пары относительно недорогих импульсных источников света – моноблоков. Впрочем, можно обойтись и без них, с помощью внешней вспышки и нескольких основных аксессуаров. Бюджетные наборы фотографа часто продаются с парой дополнительных ништяков вроде серебряного зонтика для отражения света или софтбокса для его рассеивания – отличный набор для фотопортретов крупным планом, во весь рост и групповых. Софтбокс и зонт отлично справляются с созданием мягкого, рассеянного, диффузного освещения, а тубусы, соты и шторки – с направленным световым потоком. Вообще для управления освещением, его интенсивностью и качеством сейчас уже создана масса насадок: тех же софтбоксов, зонтиков, тубусов, шторок, портретных тарелок и т. п.
В большинстве моноблоков есть источник пилотного, моделирующего света – лампа, освещающая сцену съёмки, не влияя на экспозицию. С помощью моделирующего света можно оценить, как освещение импульсного источника ляжет на модель. Приближая к ней моноблок, можно получить более мягкое освещение с более плавными переходами. Удаляя – более жесткое и контрастное, с более густыми тенями с четкими краями. Важна и высота источника освещения. Часто его располагают выше модели, с этим стоит экспериментировать, обращая внимание, как на ту или иную модель ляжет свет. То же можно сказать и об угле света. Чаще всего его располагают напротив модели или сверху вниз. Классическая схема освещения называется рембрандтовской, она отличается треугольным световым пятном на щеке. Стороны треугольника образуют тени надбровной дуги, носа и неосвещенной части лица между скулой и подбородком. Изучать эту схему можно по портретам Рембрандта. Для ее создания главный (рисующий) источник света можно установить под углом в 45 градусов между линиями «модель-источник» и «модель-фотограф» выше головы. Перемещая источник, постарайтесь получить световой треугольник на той половине лица, которая дальше от источника света. Тень кончика носа при этом может касаться уголка рта. Конечно, обходиться одной схемой, пусть и рембрандтовской, ни в коем случае не стоит.
Новички в домашней фотостудийной фотографии часто беспокоятся о том, как получить правильную экспозицию с помощью вспышки. Испытанный метод – пользование ручным экспонометром. Но и в этом методе, более типичном для старой школы, острой необходимости уже нет. Использование данных гистограммы на дисплее фотоаппарата – идеально для проверки и коррекции экспозиции. Только убедитесь, что распределение тонов на гистограмме сбалансировано.
Открытие или закрытие диафрагмы – лучший способ решения проблем с экспозицией. Кроме того, можно регулировать силу освещения или вспышки, чтобы компенсировать недодежку или передержку.
Добавьте драматического эффекта своему освещению. Большинство китовых наборов для фотостудии начального уровня включают, как упоминалось, отражающий зонтик. Это очень полезный аксессуар, и при фотосессиях можно часто увидеть пару зонтиков – по одному с каждой стороны от модели. Они создают мягкое, ровное и подчеркивающее достоинства модели световое покрытие. Однако зонтик можно использовать и иначе. К примеру, поместив над головой модели, чтобы создать жесткое и эффектное освещение. Можно еще больше поиграть с контрастным освещением, направив свет на одну сторону лица, а около другой поставив темный пенопластовый экран. Можно подсветить волосы, установив дополнительный источник света с тубусом сзади модели, напротив рисующего основного источника света.
Затем остается включить ручной режим на аппарате, ориентироваться по гистограмме, добиться нормальной экспозиции, убедиться, что выдержка не короче, чем указанная в инструкции к фотоаппарату выдержка синхронизации, создать модели, комфортные условия, чтобы она оставалась чувствовала себя естественно и не напряженно. Наконец, обращайте внимание на тоновые решения, цветовые сочетания, текстуры и создавайте их. Одна из возможностей для этого – наилучшим образом декорировать и обставить домашнюю студию. Здесь могут помочь «тематические» наборы мебели, создающие нужные ассоциации и добавляющие портрету «сюжетности».
Дата публикации: 2014.03.07
Источник: Digital Camera World
|