Энни Лейбовиц получила премию принца Астурийского
Председатель жюри Виктор Гарсия де ла Конча назвал Энни Лейбовиц энерджайзером глобальной фотожурналистики и одним из самых уважаемых фотографов в Старом и Новом Свете. Она не просто самый востребованный, но и самый дорогой американский фотограф, чьи проекты стоят десятки тысяч долларов. Она тратит сотни метров пленки, командует армиями ассистентов и продюсеров, ее график расписан на много месяцев вперед. Энни Лейбовиц стала символом целой культурной эпохи.
Снимая для Rolling Stone и Vanity Fair, она была «летописцем» 60-90-х. Разнообразие жанров ее огромного фотопроизводства объединяется дистанцией фотографа и персонажа. Критики упрекают Энни Лейбовиц в предпочтении общих планов крупным, называют ее портреты не изображениями лиц, а картинами тел, не психологией, а инсценировкой. Все это – разные слова для определения «Эффекта Лейбовиц», рефлекторного движения, которым Энни недоверчиво отодвигает мир – от собственных глаз, линз очков, объектива. Говоря о старшем коллеге Ричарде Аведоне, Энни заметила, что он был очень коммуникабелен, подолгу беседовал со своими моделями, выявляя их сущность, заставляя забыть о позировании. «А я не могу разговаривать. Я ищу тему», – сетовала она. Это отличает Энни Лейбовиц от подавляющего большинства успешных фотографов. Едва ли не основным умением портретистов считается способность разговорить модель, вызвать те или иные эмоции, заставить забыть о фотоаппарате. Лейбовиц не обладает этими способностями и прекрасно обходится. Вместо этого она использует метод, который можно с известной степенью условности назвать псевдо-репортажным.
«Во время обучения в Сан-Франциско я серьезно изучала фоторепортаж а-ля Роберт Франк или Картье-Брессон… Работая для Rolling Stone, я очень интересовалась журнализмом и полагала, что именно этим я и занимаюсь, но это было не так. Для меня было более важным иметь возможность выразить свою точку зрения. Поэтому я, в конце концов, стала называться «портретным фотографом». В портрете фотограф может настаивать на своей точке зрения», – рассуждала она в одном из многочисленных интервью.
Детство Энни в семье военного было связано с постоянными переездами с одной военной базы на другую. Позже Энни усматривала в этом образе жизни сходство с фотографией: «Что-то становится частью твоей жизни на очень короткое время, а потом ты уходишь навсегда». «Ну как можно не стать художником, когда весь мир воспринимаешь через прямоугольную рамку окна автомобиля?», – вспоминала она. Мама Энни обожала снимать семейные фотографии, страсть передалась детям, для которых такие снимки превратились в особый ритуал, а камера была членом семьи, «так мы привыкли к ней». Энни училась живописи в художественном институте и хотела стать учителем рисования. Однажды она услышала: чтобы учить живописи, надо самому сначала стать художником, и записалась на мастер-класс по фотографии. Фотошкола института искусств ориентировалась на Роберта Фрэнка и Анри-Картье Брессона, считавшихся отцами нового еще тогда стиля фотографии – крайней динамичного, легкого и текучего. Свойства стиля отчасти были связаны со свойствами маленьких 35-мм камер его создателей. После института Энни стала работать во Фриско, в Роллинг Стоуне. Джон Леннон тогда решился дать первое серьезное интервью и выбрал Rolling Stone. Энни уговорила редактора взять ее в качестве фотографа. Так она сняла один из самых известных портретов Джона, попавший на обложку Rolling Stone. В то время статьи были в Роллинг Стоун на первом месте, но фотографии Энни постепенно изменили ситуацию. Она проводила в дороге с постоянно разъезжавшими музыкантами, которых снимала, по несколько дней, жила с ними одной жизнью, чтобы добиться нужного уровня взаимопонимания, и объездила таким образом полстраны. «Чтобы делать безупречные снимки, мне надо быть в теме, оказаться внутри ситуации, она должна окружать меня. Знаете, лучшие снимки всегда о том, что окружает именно тебя, когда ты сама тоже часть окружающего», – говорила Энни. – «Надо стать частью происходящего, просто участвовать во всем, что происходит, и тогда вы внутри ситуации и вас уже никто не замечает, можно снимать все, что хочешь». И ее снимки были всегда откровением.
Затем, уже после переезда Роллинг Стоуна в Нью-Йорк, Энни получила заказ Лайфа на фотопортреты известных поэтов. С этого времени она во всех работах стала использовать связь сюжета снимка с внутренним миром, характером и жизнью героев. В снимках появлялась повествовательность, как позже сформулируют критики, «портрет истории». Хотя Энни говорила, что у нее очень простые и примитивные идеи, и никогда не зазнавалось.
А Джон и Йоко почти по-родительски гордились ее успехами. «То, чего я достигла с момента нашей первой встречи казалось им замечательным, они оба это отмечали». «Некоторые фотографы приходят и говорят, что делать. Снимаем вот так, но Энни всегда спрашивала наше мнение, это очень нравилось Джону», – вспоминала Йоко.
В последние годы Энни Лейбовиц много посвятила проекту для Уолта Диснея: серии снимков со знаменитостями, перевоплощающимися в сказочных героев.
Церемония вручения Премий принца Астурийского пройдет в октябре в испанском городе Овьедо.
Дата публикации: 2013.05.23
Источник: Jewish.ru
|