Эволюция зеркалок: от Nikon D1 до Nikon D4
Трудно поверить, но прошло всего 10 с небольшим лет, как зеркалки стали доступны «рядовым» пользователям. Первый цифровой зеркальный фотоаппарат (DSLR), поступивший в розницу, Nikon D1, был выпущен в 1999 году и продавался за $5,5 тысяч. Целевой аудиторией новой фототехники были фотожурналисты и специализированные коммерческие структуры. Как изменились зеркалки за эти годы?
Съемка любого действия требует высокоскоростного срабатывания затвора. При дневном свете на улице это не проблема, но в сумерках или в помещении такая скорость требует соответственного повышения уровня светочувствительности (ISO). Ни пленочными зеркальными камерами, ни первыми цифровыми зеркалками Nikon D1, D1H, D1X в таких условиях было нельзя без дополнительного освещения.
Все изменила стремительная эволюция технологий сенсоров. Огромным шагом в свое время стал выпуск Nikon D3, первой цифровой зеркалки, основанной на полнокадровой матрице (36 х 24 мм). Она была оптимизирована для съемки при слабом освещении. Стали возможны снимки с ISO 3200 и выше. Nikon D4 поднял планку до ISO 6400 и дал возможность снимать с ISO 204 800.
Постепенно стал снижаться и уровень шума при высокой чувствительности и соответственно повышение детализации кадра и рост выразительности.
Одна из важных особенностей камер для профи – формат RAW, позволяющий настраивать и обрабатывать кадры с помощью программного обеспечения компьютера, а не процессора камеры. Фотограф имеет возможность после съемки изменить баланс белого, вытянуть детали на темных и светлых участках фотографии и т. д. RAW сохраняет полных 12-14 бит цвета, а JPEG – максимум 8 бит.
Формат RAW был уже у самой первой DSLR Nikon D1, но стал популярным далеко не сразу. В первое время файлы RAW можно было открывать и обрабатывать только с помощью родного софта Nikon Capture за $500. В 2003 году компания Adobe выпустила плагин к Фотошопу Camera RAW за $99. Сегодня подобных плагинов и фоторедакторов для RAW файлов разных камер множество.
В отличие от многих других характеристик зеркалок, их скорострельность (число последовательно снятых кадров) стартовала с внушительных 4,5-5 в секунду и внутреннего буфера на 40 кадров. Современные камеры для репортажной съемки снимают 10-11 кадров в секунду. Однако и сегодня камеры, рассчитанные на качественные снимки с высоким разрешением, например Nikon D800 с повышающим «скорострельность» батарейным блоком с собственными спусковой кнопкой затвора и диском управления для съемок в вертикальном положении, снимают до 6 кадров в секунду. Более важным стало значительное увеличение буфера, до 200 кадров в RAW формате.
Скорость автофокуса росла медленно и равномерно, как и число датчиков фокусировки, но успела вырасти до более чем внушительных показателей, и грешить при съемке современными зеркалками за низкую точность или скорость фокусировки приходится только на себя. Единственная особенность – скорость автофокуса в значительной степени зависит от количества света, так как в DSLR используется фазовый датчик фокусировки.
Рост объема и скорости карт памяти заслуживает отдельного внимания. У Nikon D1 была карта памяти 256 Мб скоростью 12х. Сейчас есть карты памяти 64 Гб 600х. Это рост объема более чем в 200 раз и скорости в 50 раз при том, что размеры снимков увеличились «всего» в 10-15 раз.
История видеозаписи в цифровых зеркалках началась в 2008 году, с выходом Nikon D90. Вначале многие задавались вопросом, для чего фотокамере запись видео, сегодня для части пользователей это основная функция: используемые в зеркалках физически большой или полнокадровый сенсоры позволяют снимать видео с широким динамическим диапазоном и большей глубиной цвета, а при слабом освещении – малошумное. Отдельный плюс – сменная оптика. Как и в фото, здесь она позволяет получать различные перспективы, рисунки, цвета. Видеокамеры с подобными возможностями стоят в разы дороже. Однако у видео, снятого цифровой зеркалкой, есть и свои недостатки. К примеру, в эргономике управления. Зеркалки рассчитаны на фотосъемку, для удобной записи видео приходится покупать аксессуары тех или иных сторонних производителей, что может превратить фотокамеру для записи видео в что-то гораздо более серьезное и дорогое (см. фото).
Дата публикации: 2012.09.11
Источник: vido.com.ua
|