Фото еды становится высоким искусством
Один из трендов современной фотографии и шире, новой экономики – возрождение натюрморта, как фото-жанра: иллюстрации к поваренным книгам поднимаются на уровень искусства.
Поваренные книги могут удовлетворить более смутные желания и жажду, чем обычный голод. Даже знаменитости могут куда лучше продавать свои рецепты, чем мемуары. Поваренная книга, нацеленная на рождественский рынок, стала удивительно кризисоустойчивым товаром: на прошлое Рождество «Поесть за 30 минут» Джейми Оливера стала самой продаваемой научно-популярной книгой за всё время, по которому есть соответствующая статистика. Среди бестселлеров этого года – книги Оливера, Хью Фернли-Вайтингстолла (известного скандальным и убийственным аргументом против мясоедения: на вкус мясо свинины и собаки ничем не отличается), Лоррен Паскаль и других знаменитых шеф-поваров и кулинаров.
Сами книги – уже не своды рецептов, а коллекции фетишизируремых объектов с фотографиями пищи, где блюда выглядят вкусно с помощью лака для волос и сигаретного дыма, – настоящие формы искусства и промышленности «в своем праве». Эти книги могут научить нас, как готовить, но они также обещают удовлетворить более смутные желания и вожделения.
Рождественская поваренная книга, как жанр (и соответственно жанр кулинарной фотографии), родилась так. Осенью 1995-го в кулинарной пустыне возникла женщина-мистик и провидица, ее имя Делия. Она написала книгу, которую продолжали телевизионные передачи, под названием «Зимняя коллекция Делии».
И хотя эта книга вызвала большую тоску по всей земле, потому что породила ужасную клюквенную жажду, она помогла убить 95-летнего тирана по имени Сетевое Книжное Соглашение, который жестоко заставлял продавать все книги за полную цену. Внезапно небольшое количество книжных названий смогло продаваться с большими дисконтами, и миллионы людей пришли в свое современное святилище, супермаркет, чтобы поклониться новорожденному феномену: бестселлеру в твердом переплете. Между 1960 и 1995 самая успешная книга Элизабет Дэвид, Французская провинциальная кухня, была продана в 250 тыс. экзеплярах; в конце 1995 «Зимняя коллекция Делии» разошлась миллионным тиражом.
Мудрые люди распространили добрые известия. В 1999 книга «Жизнь в тонком воздухе: Новая экономия» Чарльза Лидбетера рассматривала кухонный бум как парадигму новой экономики, «всемирный апгрейд софта, который приводит в движение наши кухни», и представляет нам кухню народов мира в том духе, что «глобализация хороша для наших тарелок». В то время как шоколадный пирог может быть съеден только раз, отмечает Лидбетер, тот же рецепт шоколадного пирога может воспроизводиться бесконечно, не ухудшаясь при этом – точь-в-точь как сама не имеющая веса экономика, которую двигают идеи, информация и всемирная паутина.
Люди сейчас не так много говорят о новой экономике: ее видение бесконечной экспансии ноу-хау и возможностей, которыми может воспользоваться каждый, еще не материализовались. И Делианомика не объясняет связь между нашей одержимостью кулинарией и нашей продолжающейся кулинарной безграмотностью: новое поколение шеф-поваров – любителей, к услугам которых встраиваемая техника smeg и кулинарные книги River Cafe, поддерживают также величайший рынок готовой пищи в Европе. Но поваренная книга знаменитостей до сих пор отлично продается, потому что люди покупают ее по причинам, более сложным, чем просто следование рецептам.
Дата публикации: 2011.12.30
Источник: Guardian
|