Фотография как новая реальность?
В обществе, пораженном фотозависимостью, камера – важнейший инструмент самоутверждения, а платоновская первичность оригинала относительно копий упразднена, пишет Сьюзен Сонтаг в наконец изданной на русском культовой книге «О фотографии».
Изображения становятся важнее объектов, смотреть гораздо важнее, чем участвовать (впрочем, непонятно, что здесь нового сравнительно с искусством до фотографии). Сьюзен Сонтаг называет описанный ей феномен «активной пассивностью» и видит главную опасность в умении фотографии с помощью несложных уловок эстетизировать что угодно, включая нищету и смерть. Обратная сторона такой эстетизации – безразличие ко всему, что показывают.
И в этом тупике одинокому интеллектуалу с его традиционным чувством ответственности и причастности остается призыв к аскезе и «экологии изображений».
По Сьюзен Сонтаг, фотография благодаря эффекту чрезвычайной убедительности не столько изображает, сколько конструирует реальность, задает отношения и ожидания и сама превращается в политическое заявление и рекламный жест. И требует от зрителя критики и понимания функций как массовой, так и элитарной культуры. Фотография делает господствующую идеологию наглядной. Для сведения свободы политического выбора к свободе экономического потребления требуется перманентное производство захватывающих сознание изображений. Эта бесконечная «инвентаризация» провоцирует инстинкт присвоения и желание обладать всем миром, хотя бы как системой изображений. Добившийся успеха фотограф определяет, как в массовом сознании будут выглядеть бедность, преступление, успех и как их станут снимать его менее успешные коллеги.
Сьюзен Сонтаг считает главной драмой западного человека напряжение между политикой и частной жизнью. Камера оправдывает или обвиняет, снимок, помещенный в нужный контекст, может стать политическим аргументом. Фотография возбуждает желание и отсылает к архетипам, вызывает моральные чувства и требует интерпретации истории. В пролетарском Китае победила «диктатура блага», на рыночном Западе – «диктатура интересного»: что хуже? Сьюзен Сонтаг напоминает, что фото из лагерей смерти опасно повысили порог ужасного. Она пишет о том, как снимали Гражданскую войну в США, Великую депрессию, резервации, раннюю рекламу. Книга – проба написать собственную историю американской фотографии, приходящая к выводу: от европейской ее отличает «хищный оптимизм».
Сьюзен пишет о том, как индустриализация сделала фото обязательным ритуалом, Надар догадался о военных выгодах фотосъемки с воздуха, чем закончились попытки сюрреалистов собрать «фотоархив несанкционированной реальности». Она размышляет, почему сюрреалистов так любит средний класс, что увидела Арбус в своих отстраненных портретах фриков и почему конструктивисты верили, что фотокамера построит мост между искусством и наукой.
Дата публикации: 2013.02.06
Источник: Openspace.ru
|