Фотоискусство в жизни знаменитых людей
Многие знаменитые писатели, режиссёры были еще и страстными фотографами. Эта страсть, как правило, оставалась в тени их призвания, у многих даже не стала широко известной, но их талантливые и до сих пор интересные снимки продолжают собирать заинтересованных зрителей на выставках и вдохновлять монографии исследователей. Среди прошедших по жизни с фотоаппаратом Стэнли Кубрик, Льюис Кэрролл, Бернард Шоу, Андрей Тарковский, Дэвид Линч, Михаил Пришвин… Одним из первых фотографов в мире стал 24-летний выпускник математического факультета Чарльз Доджсон. В 1856 году он купил фотоаппарат, который тогда был технической новинкой, освоил искусство фотосъёмки и хотел было заняться ею профессионально. Но на первое место в его жизни вышло другое увлечение, которое и сделало математика знаменитым, – литература. Под именем Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес», его знает весь мир. Увлечение писателя сохранило для нас образ девочки, с которой Льюис Кэрролл писал образ своей героини, – Алисы Лиддел, а также интереснейшего фотографа того времени – Маргарет Камерон.
Интерес к фотоработам Льюиса Кэрролла после долгого перерыва возобновился в середине ХХ века. К сожалению, эту новую волну вызвало не фотоискусство мастера, а его якобы нездоровый интерес к маленьким девочкам, которых он будто бы предпочитал фотографировать. На поверку оказалось, что на снимках в основном девочки от 14 лет, а есть и дамы, которым за 20. Из трёх тысяч работ талантливого фотографа до наших дней сохранилась только тысяча. На них жанровые сценки, портреты замечательных современников писателя: Данте Габриэля Россетти, Майкла Фарадея, Джона Эверетта Милле, Альфреда Теннисона, прекрасный автопортрет самого Кэрролла. На знаменитой международной выставке фотографии «Род человеческий» (1956) английские фотографы 19 века были представлены единственным снимком работы Льюиса Кэрролла. Франсуа Эмиль Золя был не только известным писателем, но и страстным фотографом. За семь лет своего увлечения он сделал более семи тысяч фотоснимков на всевозможные темы - от портретов до жанровых фотографий. Первую фотокамеру Эмилю Золя подарили в 1888 году. Писатель настолько увлекся новым изобретением, что каждый год обновлял технику, скупая самые последние модели камер. Однако фотографировать Золя начал только в 1895-м. В основном это портреты друзей, семьи, автопортреты, пейзажи, виды любимого Парижа и Лондона. Он не уставал запечатлевать свою возлюбленную за ее повседневными занятиями – на снимках она вышивает, составляет букеты, читает книгу, играет на мандолине, волосы у нее распущены или прикрыты шляпкой с вуалью, вокруг шеи боа. Дочь и сын тоже часто позируют перед аппаратом. Он собрал целый альбом под названием «Дениза и Жак. Подлинная история, работа Эмиля Золя» и заказал для него роскошный переплет. Для того чтобы заниматься фотографией, он устроил у себя дома мастерскую. Джордж Бернард Шоу умер в 1950 году. И читающая, театральная публика сохранила его в памяти как выдающегося драматурга. Между тем он всю почти жизнь профессионально фотографировал. Куда бы Бернард ни ездил, он, как любопытный ирландец, брал с собой фотоаппарат. В 2010 году в библиотеке лондонской школы экономики отыскали фотоархив знаменитого писателя. В 1931 году Бернарду Шоу выпал уникальный шанс фотографировать на закрытой для обычного иностранца территории – он снимал в Стране Советов. Через десять лет он узнал, что ему в большинстве своем показывали «потёмкинские деревни». Портреты колхозников, их дворы и коров почему-то фотографировать не дали. Ему удалось снять только колхозников за работой и юных пионеров. И их было настолько много, что в фотокадр поместились не все.
Но больше всего Шоу любил снимать себя любимого. Он делал это и у себя в загородном доме, и в театре, где он репетировал, и на улицах Лондона. Он ставил камеру на штатив, выбирал вид поживописнее, включал таймер и бежал принимать величественную позу.
Если верить современникам Шоу, он - сплошная самоирония. Этого не скажешь, глядя на его автопортреты. На негативах и черно-белых снимках мы в основном видим важного джентльмена, позирующего не для камеры, а для вечности.
Он умел себя подавать. На каждой фотографии он сдерживает эмоции, всегда с очень серьёзным лицом, улыбается редко. Он явно хотел, чтобы потомки запомнили его именно таким - серьёзным, монументальным.
А вот фотографии жены - гораздо человечней и теплее. Шарлоту Шоу называл своей зеленоглазой миллионершей. Он не только любила мужа-социалиста, но и долгое время содержала семью.
С классическими произведениями Ильи Ильфа и Евгения Петрова – «Одноэтажная Америка», «12 стульев» и «Золотой теленок» – знакомы многие; не все знают, что великий сатирик Ильф был еще и отличным фотографом. Интересная подборка фотографий прилагалась к «Одноэтажной Америке» – во время поездки по США (кстати говоря, в итоге его и погубившей) Илья Арнольдович запечатлел немало весьма интересных сцен. Коллекция творений Ильфа этим не исчерпывается – в свое время писатель по праву считался одним из наиболее выдающихся фотографов-модернистов.
Известно, что занялся фотографией Ильф в январе 1930-го – и уже к маю стал настоящим профессионалом. Фотография оказалась настолько интересным занятием, что напарникам пришлось даже отложить на целый год «Золотой теленок». Очень много снимал Ильф во время поездки на Турксиб; немало фотографий сделал он и для серии очерков «Осторожно, овеяно веками!». Фотографии «американского» цикла публиковались не только в «Одноэтажной Америке», но и в журнале «Огонёк».
Ильф снимал пейзажи Москвы и своих многочисленных знакомых. Лица Вольпина и Казачинского, Булгакова и Катаева, Нарбута, Левина и – конечно же – Евгения Петрова перемежаются довольно интересными сценами из столичной жизни. Здесь и обычные прохожие, и взрыв храма Христа Спасителя, и похороны Маяковского, и дети, мирно играющие рядом с кремлевской стеной, и потрясающее фото антитоталитарного масштаба: человек на фоне огромного сапога. За такой сюжет можно было и срок получить.
Михаил Михайлович Пришвин, начиная с 1928 года, когда приобрел фотоаппарат, и до конца жизни увлекался фотографией. Свои первые снимки он сделал еще во время путешествия на Север в 1905 году (камеру одолжил попутчик) и проиллюстрировал ими свою первую книгу «В краю непуганых птиц», изданную после поездки. А немецкая «Лейка», большая редкость по тем временам, появилась у писателя лишь 20 лет спустя.
Вскоре после покупки фотоаппарата (весившего около 30 кг) Пришвин записал в дневнике, что до того увлекся охотой с камерой, что спал и все ждал, поскорей бы опять светозарное утро. С тех пор из каждой поездки (а он много ездил по стране) Пришвин привозил десятки снимков. Причем в объектив фотокамеры попадала не только природа России. В дневниках писатель называл себя «свидетелем эпохи» и говорил, что просто не может не снимать. Снимки Пришвина разнообразны: репортажная съемка, индустриальный пейзаж, галерея портретов известных, неизвестных и даже маргинальных личностей. Он экспериментировал со светом, ракурсами, крупными планами.
Любили фотокамеру и фантаст Александр Беляев, и Леонид Андреев, и Карел Чапек, и Николай Носов. До того как стать режиссёром, Стэнли Кубрик пять лет работал фоторепортёром. В день смерти президента Рузвельта он – тогда ещё школьник – снял серию неплохих фотографий и направил их в престижный журнал Look. Вскоре его зачислили в штат сотрудников этого издания. Не так давно об этой яркой стороне творчества знаменитого режиссёра вспомнили. На московской выставке «Стэнли Кубрик. История в фотографиях.1945-1951» можно было проследить, как уже в те годы проявилась хватка будущего режиссёра. Она сказывалась в отточенности, формальной строгости и совершенстве снимков. Кубрик всегда очень хорошо знает, какого эффекта он хочет добиться. И когда снимает царственного тигра так, что не он, а глядящий на него ротозей кажется сидящим за решеткой... И когда предлагает дамочке в платье а-ля Диана-охотница позировать в кровати с тремя собачками... И когда фотографирует маленького чистильщика сапог из Бруклина с голубями, книжками, приятелем или девятью своими братьями и сестрами. Этот навык он возьмет с собой в режиссуру. С конца 1970-х, собирая материал для фильма «Ностальгия», Андрей Тарковский много фотографировал на Полароид — свою семью, Воробьевы горы, деревню под Рязанью, где у него был свой домик. Впоследствии 60 работ постановщика, сделанных с 1979-го по 1984-й, вошли в книгу Instant Light.
«Патриарх британского кино», один из ведущих режиссёров Великобритании, актёр, сценарист Кен Расселл несколько лет проработал внештатным фотографом. Увлекаются этим искусством и знаменитые постановщики Дэвид Линч и Джордж Стивенс.
Снимок Дмитрия Медведева «Тобольский кремль» оказался одним из самых дорогих за последнее время. Он был продан на благотворительном аукционе в 2010 году за 51 миллион рублей.
Дата публикации: 2013.03.12
Источник: buy-books.ru
|