Фотопортреты классных комнат
Портреты классных комнат фотографа Джулиана Жермена составили завораживающий архив того, как выглядело образование начала 21 века по всему миру. «Портреты классных комнат» 2004-12 годов опубликованы в издательстве Prestel в этом году, пристально разглядывают то, что объединяет и разделяет сферу образования по всему миру.
Фотограф начал этот проект после того, как его дочь пошла в школу в 2004 году. Учитывая важность школы, ему показалось странным, что она так редко оказывалась предметом визуального искусства, и он решил восполнить этот пробел. Когда различные другие проекты забрасывали его то в Аргентину, то в Бразилию, он пополнял свою коллекцию «портретов», и его работа продвигалась с ростом числа путешествий. Эта коллекция показывает, что «классный» стиль образования, зародившийся более чем 500 лет назад, за это время в общем мало изменился.
Доступ в школы Джулиан Жермен обычно получал легко – с помощью родителей, учителей или связанных со школой культурных, образовательных и художественных организаций.
«Труднее всего было в Японии, – вспоминает он. – У меня сложилось впечатление, что там никто не хотел принимать решений. Помню ситуацию в начальной школе, где родители одного ребенка были категорически против, а директор очень боялся возможной негативной реакции как детей на фотографа, так и фотографа на детей. На Кубе тоже было сложно из-за необходимости получать «добро» высших инстанций в минобразования. Там мне не разрешалось задавать детям вопросы, которые были нужны для выполнения статистической составляющей этой работы. На Среднем Востоке меня не подпускали к девочкам».
Хотя большинство школ были счастливы участвовать в проекте, как только фотограф рассказывал о нем.
«Обычно я присутствовал в классе целый урок, – рассказал Джулиан Жермен. – В начале я представлялся и очень кратко представлял свой проект, стараясь убедиться, что все рады участвовать в нем. Я объяснял, что урок должен идти обычным чередом, а я тем временем расставлю камеру и освещение для портрета. Мне было нужно 15 минут до конца урока, чтобы поставить и сделать портрет. Я думаю, у учеников должно было возникать чувство, что это не просто «фотка», что это что-то значительное. Я никогда не говорил им, «что они должны делать», просто предупреждал, что сейчас буду снимать, и никогда не нарушал школьное расписание. Для меня ничего специально не готовилось. Я выбирал одну точку съемки и делал 4-5 снимков».
На вопрос о личных воспоминаниях, связанных с проектом, фотограф рассказал о встрече с 11-12-летним мальчиком в Йемене, который произвел на него впечатление: «Он играл в футбол с друзьями на клочке земли и я прервал игру, спросив, где школа. Он оставил футбол и сказал, что проводит меня. Пока мы шли напрямик проходными дворами через бедный район и разговаривали, я спросил, нравится ли ему школа. Он сказал: "Конечно!!!", будто мой вопрос – самый глупый на свете. Его реакция просто настолько отличалась от ощущения детей в "развитых странах", для которых школа – это рутина. Может, это очень упрощенно, но как часто мы, «богатые парни», просто не знаем, насколько мы счастливы, не правда ли?».
Джулиан Жермен снимал свои «портреты классных комнат» в Аргентине, Бразилии, Перу, Нидерландах, Испании, Германии, Венгрии, России, Бангладеш, Йемене, Бахрейне, Катаре, Эфиопии, Нигерии, США, Японии, Тайване, где есть не только тайский массаж ног, на Кубе.
Дата публикации: 2012.12.14
Источник: Washington Post
|