Гари Олдман снимает фильм об ирландском фотографе – прародителе кинематографии
Через 16 лет после режиссерского дебюта «Не глотать» Гари Олдман начал съемки фильма о легендарном фотографе Эдварде Мейбридже. В 1872 году в Калифорнии было заключено пари на баснословную тогда сумму в $25 тысяч. Оно касалось узкого круга представителей бизнес-элиты, но благодаря участию Эдварда Мейбриджа привело к революции в фотографии и возникновению кинематографии.
Бывший политик, директор крупной мореходной и железнодорожной компании Central Pacific, страстный любитель верховой езды Лиланд Стэнфорд поспорил с друзьями, что таблицы, демонстрирующие положение ног лошади при беге разными аллюрами по графикам известного французского физиолога Этьена-Жюля Маре, неверны. Лиланд Стэнфорд утверждал, что изображение лошади, бегущей рысью и зависшей в воздухе, не соответствует действительности. Человеческий глаз для разрешения спора был слишком несовершенным. Стэнфорд обратился за помощью к считавшемуся лучшим фотографом в Калифорнии Эдварду Майбриджу, родившемуся в Ирландии в 1830 году, в 1850-м эмигрировавшему в США, в 60-х годах XIX века ставшему одним из самых известных в стране фотографов, ставившему на самую современную фототехнику и снимавшему пейзажи, знакомые всем тогдашним ценителям фотографии.
Эдвард Майбридж попробовал снимать скачущую лошадь на белом фоне, но низкая светочувствительность делала снимки размытыми. Более светочувствительные материалы не исправили ситуацию – быстрая выдержка без высокой скорости затвора была бесполезна. В 1874-79 годы Майбридж на деньги Стэнфорда продолжал эксперименты по увеличению скорости фотосъемки, пока не понял, что придется конструировать скоростную камеру самому. Он создал первый фотоаппарат со щелевидным затвором, управляемым при помощи электричества и оснащенный новейшим объективом. Затвор имел рекордную для того времени скорость 1/25 секунды. Затем Майбридж поставил вдоль беговой дорожки 12 кабинок, в каждой были сконструированные им фотоаппараты. Пробегая мимо кабинок, лошадь рвала нити, протянутые к затворам камер, создавая 12 последовательных снимков. В итоге Стэнфорд получил документальное подтверждение, что лошадь при беге способна на какую-то долю секунды «зависнуть» в воздухе. Сразу после окончания эксперимента стало ясно, что результат несопоставим по своему масштабу с задачами, которые ставились первоначально.
Изобретение стало сенсацией, его автор ездил по стране, выступал с лекциями, демонстрировал первый в мире кинопроектор, названный им зоопраксиноскопом. Снимки в нем последовательно сменяли друг друга с заданной скоростью, создавая иллюзию движения. Первым фильмом был не приближающийся поезд братьев Люмьер, а «Скачущая лошадь» Майбриджа, показанная публике на 16 лет раньше. Майбридж мог и не достичь своего триумфа – в 1874 году он едва не
сел в тюрьму за убийство любовника своей жены, которого застал на месте
«преступления», но был признан невиновным и продолжил эксперименты.
После снятия «Скачущей лошади» Майбридж усовершенствовал прототип затвора и достиг съемок со скоростью сотых долей секунды, подняв качество фотоаппарата на новый уровень. В итоге появилось специальное издание из сгруппированных по «фильмам» более 20 тысяч стеклянных негативов, предлагавшееся по подписке. Оно было очень дорогим, но недостатка в подписчиках не было. Среди них были Эдисон, Гельмгольц, Мах, Роден, Тиффани, Милле и многие другие.
По всей видимости, именно Майбридж вдохновил Томаса Эдисона на создание прообраза кинокамеры – кинетоскопа. Он запатентован в 1891 году, а уже в 1896 году началась новая эпоха в мире современного искусства: братья Луи и Огюст Люмьеры показали изумленным парижанам свой первый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».
Дата публикации: 2013.06.17
Источник: Кинопоиск
|