Герман Виноградов «Introspection Black & White (1978-2008)»
В галерее Елены Врублевской открывается новая выставка Германа Виноградова. Будут представлены черно-белые работы за тридцатилетний отрезок времени. Выставка Introspection Black & White – результат научного психологического само-исследования. В экспозицию Introspection Black & White вошли различные по технике работы. Это и графика, живопись, и компьютерная графика (фильтроны), и видеоарт, и фотографии, в которых Виноградов выступает как автор и как объект съемки. Работы датируются периодом в тридцать лет – с 1978 по 2008 год. Тем не менее, эта выставка не является чем-то вроде "избранного" или ретроспективы. В название выносится научный психологический термин – интроспектива – самоанализ, самонаблюдение. Тридцатилетний срок выступает здесь как гарантия достоверности результатов этого исследования. В тексте к выставке приводится следующий пример из психологии. Человек, всю жизнь проживший в черно-белой комнате получает максимум доступных теоретических знаний о цвете. Но когда он впервые выходит из этой комнаты, и видит спелый помидор, ему открываются новые для него сведения о красном цвете. Чтобы понять, какого рода эти сведения, предлагается представить себя на месте этого человека и проанализировать модель собственного познания и восприятия. То есть, говоря научным языком, построить интроспективное отображение. Своими работами, выполненными в оттенках серого цвета, Герман Виноградов воссоздает воображаемую черно-белую комнату из психологического эксперимента. Это тридцатилетний период самонаблюдения, получения теоретических знаний о себе самом. Но, безусловно, остается нечто, чего мы о себе все еще не знаем. Чтобы узнать – достаточно выйти из черно-белой комнаты. Большинство аргументов в современных спорах о проблеме "тело-разум" основаны на предположениях, поддерживаемых интроспекцией* (самоанализом) или интроспективным отображением. Рассмотрим, например, доказательство теории Джексона. Мария, запертая в черно-белой комнате, никогда не испытывавшая других цветовых ощущений, изучила все существующие физические знания о цветах. Тем не менее, Джексон утверждает, когда она оставляет комнату, и впервые видит спелый помидор, она узнает для себя некоторые новые факты, касающиеся красного цвета. Таким образом, существуют явления, которые выходят за рамки физикалистического** подтверждения (Джексон 1982). Так или иначе, этот аргумент имел большой успех в доказательстве ложности физикализма. Но в нашем случае важнее другой вопрос: как мы можем судить о правдивости утверждения Джексона? Какие новые знания о цвете получит Мария, когда она покидает комнату? То, что мы должны сделать, это представить себя на месте Марии и рассудить, какова будет наша позиция <чувственного> восприятия при выходе из комнаты. Другими словами, мы затрагиваем своего рода интроспективное отображение. В своем роде интроспекция (самонаблюдение) продолжает играть ключевую роль в этом и других доказательствах теорий, относящихся к проблеме "тело-разум". *Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) метод углубленного психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов – актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание. В интроспекции не применяются какие-либо инструменты или эталоны. **Физикализм – одна из концепций логического позитивизма, которая разрабатывалась Карнапом, Нейратом и др. Сторонники физикализма ставят ценность какого-либо положения любой науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики, "физикалий". Предложения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишенные научного смысла. Галерея Елены Врублевской 107045, Москва, Рождественский бульвар, 19. http://www.vgallery.ru/Время работы: вт...-суб. С 12:00 до 20:00, вход свободный
Дата публикации: 2008.12.09
|